УЭ-0 | Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами Вы должны: - повторить и обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
- систематизировать полученные знания;
- а) закрепить навык различения односоставных и двусоставных предложений;
б) закрепить умение определять типы односоставных предложений; в) закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; г) закрепить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи; - увидеть перспективу изучения темы «Односоставные предложения»;
- 5. продолжать учиться работать на доверии.
| |
УЭ-1 | Цель: Определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения». | Работайте самостоятельно в тетради. |
| - Запишите в рабочей тетради дату, тему урока.
- Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от Вас вопрос.
| |
| Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | |
| Тест. | |
| I. Найдите среди данных предложений односоставное. Запишите только букву, которая на него указывает. | |
| а) Не плачь ты попусту. | |
| б) Часам к двум пополудни началась гроза. | |
| в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. | |
| г) Тротуары заливают асфальтом. | |
| II. Определите тип предложения | Только букву! |
| Ночь как год. | |
| а) Односоставное. | |
| б) Двусоставное. | |
| III. Какое из данных утверждений является неверным? | |
| Определённо-личное предложение – это … | |
| а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы); | |
| б) односоставные предложения; | |
| в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. | |
| IV. Найдите безличное предложение | Только букву! |
| а) Ее не успевшая остыть земля излучала тепло. | |
| б) Хорошо в зимнем лесу! | |
| в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. | |
| г) Газеты приносят утром. | |
| V. Определите тип предложения | |
| Тропинки в лесу замело снегом. | |
| а) двусоставное; | |
| б) определённо-личное; | |
| в) безличное; | |
| г) неопределённо-личное. | |
| VI. Какая схема соответствует предложению? | |
| Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. | |
| а) [двусост.], и [двусост.]; | |
| б) [двусост.], и [определённо-личн.]; | |
| в) [двусост.], и [неопределённо-личн.]. | |
| VII. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн.]. | |
| ! (Знаки препинания не проставлены) | Внимание! |
| а) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть еще некому. | |
| б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. | |
| в) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. | |
| г) Ещё мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев. | |
| VIII. Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка. | Только букву! |
| а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. | |
| б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно. | |
| в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. | |
| г) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. | |
| 3. Проверьте свою работу, пользуясь ключом | Самопроверка |
| (Ключ дан в приложении к уроку). | ! |
| 4. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки. | Самооценка |
| Критерии оценки: | |
| Выполненные задания | Оценка | Оценку поставьте в тетрадь УЭ-1 |
| 8 (восемь) | «5» |
| 7 (семь) или 6 (шесть) | «4» |
| 5 (пять) | «3» | |
| 4 (четыре) | «2» | |
| 5. Обсудите результаты работы в классе. | Работа с классом |
УЭ-2 | Цель: Закрепить умение определять типы односоставных предложений, составлять схемы и ставить знаки препинания | |
| 1. Выполните письменную работу. | В тетради. |
| Прочитайте предложения; расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. (Напишите в скобках). Схемы пронумеруйте! | Самостоятельно! Только схемы |
| 1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. | |
| 2. Увидишь в багрец одетую осину и сердце встрепенётся. | |
| 3. Тише дождь и посветлело на улице. | |
| 4. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травами | |
| 5. Утро и кончился наш привал. | |
| 6. Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. | |
| 7. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь. | |
| 8. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. | |
| 9. Настоящую нежность не спутаешь и она тиха. | |
| 10. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час. | |
| 2. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу (Ключ в приложении). | Взаимопроверка |
| 3. Оцените, пользуясь критериями. | Оценку поставьте в тетрадь УЭ-2 |
| Критерии: |
| 10 схем + правильно определён тип предл. | «5» | |
| 8–9 схем + правильно определён тип предл. | «4» | |
| 5–7 схем + правильно определён тип предл. | «3» | |
УЭ-3 | Цель: Закрепить умение определять роль односоставных предложений в разных стилях речи и употреблять их с определённой целью. | |
| 1. Выполните (устно) работу. | Работайте с классом Устно! |
| Прочитайте. Определите тип односоставных предложений и роль их в тексте. Стиль? |
| а) На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться или лететь… (Н. Носов) | |
| б) Когда пьёте чай или кофе, надо чашку держать за ручку, не вкладывая в неё всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки. | С классом! |
| в) | Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно-синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. (К. Ваншенкин) | |
| г) Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской) | |
| д) Выхожу в лес – и мигом всё прячется, настораживается: человек пришёл в лес! Знаю, что из всех тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза. Теперь хочешь увидеть – стань невидим; хочешь услышать – стань неслшим;, хочешь понять – замри. (По Н. Сладкову) | |
| 2. Подведите итог, работая с классом. | Работайте с классом. |
УЭ-4 | Цель: Закрепить умение использовать односоставные предложения, составляя текст. | Самостоятельно в тетради. |
| 1. Письменная работа | |
| Составьте и запишите текст, используя все типы односоставных предложений, выбрав любую тему. | |
| Темы | |
| «Дождь идет»; | «Лесные сокровища»; | |
| «Осень»; | «Первый снег»; | |
| «Зимнее утро»; | и др. | Работа с классом |
| 2. Зачитайте свои миниатюры. |
| 3. Оценку поставьте в тетрадь (УЭ-4). | Оценка учителя. |
УЭ-5 | Цель: Обобщить изученное об односоставных предложениях. | |
| 1. Выполните письменную работу, расставляя знаки препинания. | В тетради. |
| …Утро. Выглядываю в кусочек окна не запушенный морозом и не узнаю лèса. Какое великолепие и спокойствие! Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Сегодня особенно хорошо. Солнце ещё за лесом просека в глубокой тени. Тень выглядит совершенно синей. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет… (По И. Бунину) | |
| 2. Проверьте свою работу, пользуясь ключом (ключ в приложении) | Самопроверка. |
| 3. Оценку поставьте в тетради (УЭ-5), пользуясь критериями | |
| Всё верно – «5» | |
| 1–2 ошибки – «4» | |
| 3 ошибки – «3» | |
| 4. Определите (устно) стиль текста, тип ? | Работа с классом |
| Какая картина предстает перед вами? Определите роль односост. предл. в данном тексте. |
УЭ-6 | Цель: Подведение итогов урока. | Работа с классом |
| Выбор дз. |
| 1. Прочитайте цели урока (УЭ-0). | |
| 2. Как Вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами? | |
| 3. Как бы Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему? | |
| Дз | Дз | |
| Сумма баллов | | |
| 20 | – | |
| 15–19 | Повторить всё по лекционным тетрадям. Взять му домой. | |
| Творческое задание (по желанию). | |
| Сочинение-миниатюра на свободную тему. | |
| Спасибо за работу! | |