Преподавание русского языка
Обособление согласованных определений. 8-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1686
Соколова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: I. Познавательный аспект. 1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки: - закрепить умение опознавать структуры обособлений (причастный оборот, одиночные имена прилагательные);
- закрепить умение опознавать согласованные и несогласованные определения;
- закрепить умение опознавать место нахождения структур относительно главного слова;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при обособлении определений;
- систематизировать полученные знания и навыки;
- закрепить умение использовать в речи обособленное определение как средство изобразительности.
2. Развитие общеучебных умений и навыков: - развивать учебно-организационные умения и навыки;
- развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
- развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.
3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература). II. Развивающий аспект. 1. Развитие речи: - обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
- развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.
2. Развитие мышления: - развивать умение сравнивать структурные особенности обособлений;
- развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
- развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
- развивать образное мышление при написании сочинения.
3. Развитие двигательной сферы: - развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.
III. Воспитывающий аспект. - Воспитывать самостоятельность как черту личности.
- Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
- Продолжить учить доводить начатое до конца.
- Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
Ход урока Учебные элементы | Учебные материалы | Руководство по усвоению учебного материала | УЭ-0 | В процессе работы над модулем учащиеся должны I. Знать: · пунктограмму «Обособление согласованных определений». Уметь: · находить обособленные согласованные определения; · правильно ставить знаки препинания при обособленных согласованных определениях и приложениях; II. Развивать умение: · анализировать, логически мыслить при выполнении заданий; · выделять главное, существенное при работе с текстом; · образно мыслить при написании сочинения; · работать самостоятельно; · работать во времени; · осуществлять контроль и взаимоконтроль; · соотносить результаты своей работы с поставленными целями; · аккуратно оформлять работу. | 1 минута | УЭ-1 | Входной контроль по теме «Обособление согласованных определений» Тест | Выполняется в тетради. 8 мин. | 1. Укажите неверную информацию. Обособленные определения могут быть выражены: А) причастным оборотом; Б) одиночным именем прилагательным; В) именем прилагательным с зависимыми словами; Г) местоимением. | Сверьте ответы с приложением 1. Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта. | 2. Отметьте номера предложений, в которых верно проставлены знаки препинания: | Сверьте ответы с приложением 1. Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта.
| 1 вариант | 2 вариант | А) Высокогорные луга,покрытые яркими цветами отчётливо выделяются на фоне леса. Б) Разговор Билибина постоянно пересыпался законченными фразами имеющими общий интерес. В) Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Г) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката. Д) Полный тревожными мыслями, молодой человек вошёл в дом. | А) Дежурный адъютант встретивший князя Андрея, попросил его подождать. Б) Больной Долохов лежал у матери, страстно и нежно любившей его. В) Соня, гордая предложением Долохова и объяснением с Николаем, насквозь светилась порывистой радостью. Г) По завеянному снежком двору, бродят куры и голуби, выбирают просыпанный лошадьми, овёс. Д) С отъездом матери началась моя новая жизнь, непохожая на прежнюю деревенскую. | 3. Отметьте номера предложений, в которых верно проставлены знаки препинания: | Сверьте ответы с приложением 1. Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта.
| 1 вариант | 2 вариант | А) Сосны, низкие и корявые, приспособились выдерживать порывы ветра. Б) Через минуту вошла Соня испуганная, растрёпанная и виноватая. В) Река журчала по каменистому руслу, мелкому и широкому. Г) Волны реки струились тихие, но неумолимые. | А) Таинство торжественнейшее в мире, продолжало совершаться. Б) Ночь тихая, прохладная, темная обступала со всех сторон и заставляла замедлять шаги. В) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. Г) Черты лица его, правильные и приятные, не изъявляли ничего свирепого. | 4. Отметьте номера предложений, в которых верно проставлены знаки препинания: | Сверьте ответы с приложением 1. Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта. | 1 вариант | 2 вариант | А) Весь взъерошенный и выпачканный красками, он стоял перед натянутым холстом. Б) Раскрасневшиеся от быстрой езды мы добрались до турбазы. В) Отчуждённый своим несчастьем от людей он вырос немой и могучий. Г) Сытый и отдохнувший, я крепко спал. | А) Всегда уверенная в себе на этот раз она испугалась. Б) Взволнованный он долго не мог уснуть. В) Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, я продолжил играть с ещё большим рвением. Г) Лишённые поддержки артиллерии, мы не смогли продолжить наступление. | 5. Отметьте номера предложений, в которых верно проставлены знаки препинания: | Сверьте ответы с приложением 1. Внесите балл за правильный ответ в карточку учёта. | 1 вариант | 2 вариант | А) Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали при виде слона. Б) Отягощённые снегом никнут к самой земле громадные ветки деревьев. В) Освещённый заходящими лучами солнца, снег на вершинах гор горел красным светом. Г) Уставшие от быстрой ходьбы туристы падали на траву. | А) Поглощённый работой, Валицкий не слышал глухих разрывов снарядов. Б) Обычно спокойный и молчаливый Корчагин сейчас говорил горячо и резко. В) Утомлённый новыми впечатлениями юноша заснул ранее обыкновенного. Г) Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали… | Инструкция 1. 1. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. 2. Если ответ неверный или сделана ошибка хотя бы в одном предложении – 0 баллов. 3. Если вы допустили ошибку в №1, выполняйте УЭ 2, №2 – УЭ 3, №3 – УЭ 4, №4 – УЭ 5, №5 – УЭ 6. 4. Если вы выполнили УЭ 1 без ошибок, то приступайте к выполнению УЭ 7. | | УЭ-2 | Цель: актуализировать знания и умения по теме «Способы выражения обособленных определений». Задание. 1. Прочитайте правило на стр.133 учебника. 2. Подчеркните в предложениях определения, надпишите, чем они выражены: А) Ветер, холодный и резкий, дует с гор в долину. Б) Корни разыскивают в земле воду, необходимую для жизни растения. В) Перед нашими глазами расстилалась широкая равнина, пересечённая цепью холмов. Сверьте свой ответ с приложением 2. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз информацию в учебнике и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2 и приступайте к выполнению УЭ 7. | Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. | УЭ-3 | Цель: актуализировать знания и умения по теме «Обособление согласованных распространённых определений». Задание. 1. Прочитайте правило на стр. 134 учебника. 2. Спишите предложения, расставив знаки препинания. 1) Летняя жара после холодов близких к заморозкам сбила с толку всё растущее на земле. 2) Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас опять заволокли тучи. 3) В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. 4) Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды. Сверьте свой ответ с приложением 3. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз информацию в учебнике и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3 и приступайте к выполнению УЭ 7. | Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. | УЭ-4 | Цель: актуализировать знания и умения по теме «Обособление согласованных нераспространённых определений». Задание. 1. Прочитайте правило на стр. 134 учебника. 2. Спишите предложения, расставив знаки препинания. 1) Звон колокольчика чистый и нежный доносился до нас. 2) Длинные облака красные и лиловые сторожили его покой. 3) Перед глазами простиралось море широкое бесконечное. 4) Среди камней огромных и величественных человек выглядел песчинкой. Сверьте свой ответ с приложением 4. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз информацию в учебнике и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 4 и приступайте к выполнению УЭ 7. | Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. | УЭ-5 | Цель: актуализировать знания и умения по теме «Обособление согласованных распространённых определений, относящихся к личному местоимению». Задание. 1. Прочитайте правило на стр. 134 учебника. 2. Спишите предложения, расставив знаки препинания. 1) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. 2) Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. 3) Обогащенная новыми понятиями и чувствами она принялась перечитывать опять свои книги. 4) Трудами ночи изнурён я лёг в тени. Сверьте свой ответ с приложением 5. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз информацию в учебнике и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 5 и приступайте к выполнению УЭ 7. | Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. | УЭ-6 | Цель: актуализировать знания и умения по теме «Обособление согласованных распространённых определений, имеющих дополнительное обстоятельственное значение». Задание. 1. Прочитайте примечание на стр. 134 учебника. 2. Спишите предложения, расставив знаки препинания. 1) Разбитый сном добрался Григорий до конюшни и вывел коня на проулок. 2) Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой. 3) Лучезарным теплом очарованный в полусне я лежу у костра. 4) Привлечённые музыкой духового оркестра отдыхающие собирались на набережной. Сверьте свой ответ с приложением 6. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз информацию в учебнике и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 6 и приступайте к выполнению УЭ 7. | Выполняется в тетради самостоятельно. 2 минуты. | УЭ-7 | Цель: закрепить умение решать несколько пунктуационных задач. Выпишите те предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно: 1. Я бродил по пристаням, липкий от рыбьей чешуи, и тосковал по жаре. 2. Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах. 3. Открыв глаза, я увидел лёгкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, покрытый попонами, и белую лежанку. 4. Песня журчала, как лесной ключ тихая чистая несмолкаемая. 5. Стебли, высохшие за жаркое лето и звенящие на ветру, покрывают дикую степь. 6. Он достал лист бумаги и ручку, должно быть,специально приготовленные заранее. 7. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне. 8. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину. 9. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору. 10. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 11. В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк. 12. Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье. 13. В конце января овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады. 14. Наконец усталая она села на кухне на лавку. Вася, румяный от мороза, вбежал в класс. 15. На чердаке было много никому не нужных вещей. 16. Во двор вбежал Вова бледный от испуга. 17. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. 18. Во время дождя по крыше шлёпают капли крупные, тёплые, шелестящие. Сверить ответы с приложением 7. Выставить баллы в бланк. За каждое правильно выписанное предложение и верно расставленные знаки — 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 8. | 5 минут | УЭ-8 | Выходной контроль. Цель: проанализировать успешность овладения знаниями по теме «Обособленные определения». Тест. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания? А. Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 3 Б. И ёлка (1) залитая огнями (2) и озарявшая всё вокруг (3) так и манила сорвать (4) растущие на ней цветы и плоды. 1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 3 В. Современники Карла Брюллова (1) воссозданные им на портретах (2) русские люди (3) проникнутые (4) благородными устремлениями, жаждой жизни. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 3, 4 Г. Измученные дальней дорогой (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 Д. На закате солнца облака (1) вытянувшиеся длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 2, 3, 4 Е. Путники (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до какого-то деревянного строения. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3 Ж. Привлечённые шумом (1) соседи сбежались вл о двор. Соседи (2) привлечённые шумом (3) сбежались во двор. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1 4) 2, 3 З. Критик (1) написавший свою знаменитую статью о современной литературе (2) и (3) разделявший взгляды многих читателей (4) вдруг резко изменил свою точку зрения. 1) 1, 2, 3 2) 2 3) 1, 4 4) 2, 3 | Самостоятельно 5 мин. Сдать на проверку учителю | УЭ-9 | Применение знаний. Цель: закрепить умение применять знания в творческой ситуации Обратитесь к репродукции картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (смарт-доска) и составьте небольшой связный текст с использованием структур обособленных определений. 1 вариант. Спишите, вставляя необходимые по смыслу фразы. На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил (…) весну, время пробуждения природы. Снег (…) ещё повсюду. Он звонко хрустит под копытом (…) лошадей, ещё глубоки (…) сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается (…) дуновение ветерка. Лучи солнца (…) озаряют верхушки (…) тополей, (…) берёзы, домики на косогоре, повсюду зажигая (… ) сочетания красок. Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и (…) собачки невозможно представить (…) природу Подмосковья, так любимую художником Юоном. 2 вариант. При написании работы используйте такие фразы: увлеченный красотой родной земли; крыши домов, плотно покрытые снегом; лужи, отражающие яркую синеву неба; березы, высокие, стройные; азартно лающая дворовая собачка; величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви; позолоченные солнцем деревья; узловатые искривленные временами и ненастьем ветви; заснеженная улица. дома, уходящие в даль, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы быстро мчащимися облаками 3 вариант. Отредактируйте текст. Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его полотна, жизнерадостны и праздничны. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца. Картина очень яркая и насыщенная. Краски светлые сочные придают свежесть полотну, показывая яркий мартовский день. На переднем плане, мы наблюдаем всадников на лошадях, позади них, не спеша, идет молодой жеребец и рядом, заигрывающая с ним, дворовая собачка осыпает юного коня игривым лаем. Действие происходит в селе или деревне. На заднем плане ясно видны деревенские постройки и дома с заснеженными крышами, и клубами дыма из труб. Очень живо написаны деревья, стоящие вдоль дороги на этой картине, они символизируют жизнь, пробуждаясь под первыми лучами солнца. Падающие на снег фиолетовые тени очень яркие, что характерно для ясного солнечного дня, а ясное голубое небо украшает пейзаж и дополняет его. На полотне уже чувствуется легкое дуновение весны, яркое солнце освещающее все вокруг предвещает скорое потепление и придает картине ощущение бодрости и праздничности. Ярко выделяются чьи-то седы на снегу, кто уже успел пробежаться по свежим сугробам. Это полотно Юона очень светлое, воздушное, смотришь на него, и настроение улучшается. На этой картине изображены лучшие дни после зимы, дни пробужденья солнца и прихода весны. Вся картина будто дышит свежестью и готова принять новый теплый сезон. Словами нельзя описать всей красоты картин Юона, их нужно видеть! | 8 минут Самостоятельно. Выполняя задание, выберите вариант работы (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий уровень). Прочитать на уроке получившиеся тексты. | УЭ-10 | Итоги урока. Цель: оценить уровень усвоения всей темы. Вернитесь к УЭ-0. Сделайте вывод, достигли ли вы учебной задачи? Посчитайте количество баллов, набранное за урок Приступайте к выполнению УЭ-11. | 2 мин. | УЭ-11 | Домашнее задание Цель: 1) повторить правило на стр. 133-134 учебника; 2) упр. 298 (для учащихся, сделавших ошибки в УЭ-1, УЭ-3); 3) упр. 300 (для учащихся, сделавших ошибки в УЭ-1, УЭ-4); 4) упр. 301 (для учащихся, сделавших ошибки в УЭ-1, УЭ-5); 5) упр. 308 (для учащихся, сделавших ошибки в УЭ-1, УЭ-6); 6) упр. 311 (для учащихся, сделавших ошибки в УЭ-7, УЭ-8); 7) упр.323 (для учащихся, выполнивших работу без ошибок). | 3 мин. | Приложения.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|