Преподавание русского языка I и II спряжения глаголаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1087 Сапунова Ася Александровна, учитель начальных классов Задачи урока. Образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения. Развивающая: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся. Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка. Оборудование: карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; планы рассуждений (плакаты). Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы урока Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то, что вы уже знаете об этой части речи. III. Повторение изученного материала На доске:
Учитель: Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах. Дети: Это глаголы третьего лица настоящего времени. Учитель: – Что вы знаете о глаголе? – Ответьте на несколько вопросов: – Что такое глагол? – Что он означает? – На какие вопросы отвечает? – Как изменяется глагол? (Выслушивается ответы детей) – На какие две группы мы можем разделить эти глаголы? Дети: На глаголы в единственном и множественном числе. IV. Чистописание Учитель: А сейчас – каллиграфическая минутка. Буква, написание которые мы сегодня вспомним, находится в одном из глаголов 3-го лица единственного числа и обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный звук. Дети: В глаголе стоит буква р. Учитель: Определите написание букв и элементов в строке. На доске: Дети прописывают строчку по образцу. V. Изучение нового материала Учитель: А сейчас я предлагаю вернуться к тому тексту, с которого мы начали нашу работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению. Учитель прикрепляет на доску карточки со словами (Светит, дует, журчат, вьёт) – Определите лишнее слово. Дети: ишним является слово журчат, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном. Учитель: Сравните глаголы: светит, дует, вьёт по плану. На доске: План:
Дети: Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания. Учитель: Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить: что же такое спряжение? Дети: Спряжение-изменение глаголов по лицам и числам. Учитель: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределённую форму. Дети: Дуть, вить, журчать, светить. Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. (Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают у доски). На доске: Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках. Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, - ем, -ём, -ете, -ёте, -ют. Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках? Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют. Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, -ют, относятся к I спряжению. (Учитель помещает карточку на доску) – Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках. Дети отвечают. – Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов. Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят. Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению. (Учитель помещает карточку на доску) – А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? Дети: Они ударные и безударные. Учитель: Обобщите наши рассуждения по плану. На доске: План:
VI. Физкультминутка VII. Закрепление нового материала Учитель: Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое. Что записано на карточках? Дети: Личные окончания глаголов. Учитель: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям. (Дети выполняют задания на партах, два ученика – с обратной стороны доски. Затем работа проверяется) Учитель: Март, говорит наш народ, - парник, капельник. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает… Сложите из частей капельку, прочитайте полученные слова, определите спряжение. (Детям предлагается игра “Найди свою пару”) У каждого ребёнка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребёнок выходит к доске, показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети совместно читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его на доске в нужный столбик. На доске:
Учитель: Глаголы какого лица отсутствуют в столбике I спряжения? Дети: Глаголы первого и второго лица. Учитель: Что объединяет глаголы II спряжения? Дети: Время и лицо – настоящее время, третье лицо. Учитель: Весна – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Попробуйте прочитать одну из них и записать в тетрадь. На доске:
(Слова для справок расположены на лоске под пословицей.) На доске:
(Дети выполняют задание) VIII. Обобщение знаний об окончаниях глаголов I u II спряжения Учитель: Ещё раз вернёмся к нашему плану и повторим вспомним всё то, что мы узнали о спряжении глаголов. (Дети обобщают изученный материал) IX. Домашнее задание Упр. 59, стр. 80. X. Итог урока - Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! (Выставление оценок) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |