Преподавание русского языка
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1810
Герасимова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (Презентация. Слайд 1) Цели урока: - Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
- Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
- Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока: - расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя – Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины. Понятие Родины – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. В.Песков II. Этап целеполагания – С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише. III. Лексическая работа – Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку? – Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о нём? (Презентация. Слайд 2) ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и любознательных. Он много ездил по нашей стране, дважды был в Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду. Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии, за другую – премии имени Михаила Кольцова. Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме. Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него сложились дружеские отношения. ((Презентация. Слайд 3). Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству. III. Беседа по вопросам. Анализ текста – Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде связного высказывания. – Прочитайте выразительно текст (Приложение 1) – Укажите основные признаки текста. (Приложение 2. Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение при выполнении данного задания). – Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию образования СССР, 1967.) – Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, гордость и надежду.) – Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его. (Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»). Выделите ключевые слова. – В каком предложении выражена основная мысль текста? (А 29) (Презентация. Слайд 4). 1) 1 2) 17 3) 22 4) 25 – Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5) – Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине? – Почему человеку важно знать свои корни?) Индивидуализация задания. «Слабые» ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2). – Вы будете писать о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.) Актуальный – важный, существенный для настоящего момента. – Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные). Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил. (Презентация. Слайд 6) – Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые клише. (Презентация. Слайды 7, 8) – Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без прошлого нет настоящего. Человек должен вырасти сыном своей страны.) Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её. – Выполните задания А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9) 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение Карточка-информатор № 3 (Приложение 3) – В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.) Языковые и стилистические особенности публицистического стиля Морфологические – причастия, причастные обороты. Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение. Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение. – Выполните задание В 8 (Приложение 4): В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______. Лексическое _______ («подобно… дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного высказывания. Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________». Список терминов: - фразеологизм
- ряды однородных членов
- противопоставление
- риторический вопрос
- олицетворение
- лексический повтор
- причастие и причастные обороты
- вводные слова и предложения
- сравнение
IV. Итоги урока – Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа? (Презентация. Слайд 10) – Как вы понимаете слова: Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтель V. Рефлексия – Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока? – Какое задание у вас вызвало затруднение? – Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к публицистическому стилю речи, определить проблемы и написать по нему сочинение? – Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках? VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради. Оценки за урок. – Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|