Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1625 Кадыйрова Савия Вакифовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: повторительно-обобщающий. Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы. Технология: элементы технологии проблемного обучения. Цель: показать возможности употребления наречий в текстах разных типов. Знать: типы наречий, правила написания наречий. Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа речи, правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи. Оборудование: слайды, компьютер, доска, мультимедийный проектор. Ход урока
Цель: объяснить учащимся цель урока Учитель. Ребята, посмотрите вокруг. Как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, как быстро, стремительно, неудержимо растет трава, как весело, неумолчно, радостно щебечут птицы. Вы слышите, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать изменения, происходящие в окружающем мире. Сегодня мы попытаемся проследить, как часто употребляем мы наречия в разных типах речи. 2. Актуализация опорных знаний Цель: восстановить в памяти сведения о типах речи Учитель. Давайте вспомним, какие типы речи нам известны, опираясь на таблицу
Цель: отработка речеведческих и правописных навыков Учитель. Наша жизнь невозможна без солнца. Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи — и пробуждается все живое. Перед вами текст о самом невероятном и близком нам чуде — о солнце. Прочтем его. Задания для работы: • Прочитайте текст (один ученик читает). • Докажите, что это текст. • Определите тип речи (повествование). • Обоснуйте свое мнение. Обратите внимание на глаголы-действия. • Может ли этот текст обойтись без наречий? • Вставьте наречия, пользуясь словами для справок (на лучиках).
• Прочтем текст еще раз. • Какие изменения в нем произошли с появлением наречий? Учитель. Теперь мы с вами убедились, что наречия можно прекрасно использовать в текстах повествовательного характера. Наречия помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия. 4. Работа с текстом описательного характера Цель: отработка речеведческих и правописных навыков Учитель. Теперь обратимся к другому типу текста. Вставьте наречия в текст. Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, _______________каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные белые лепестки___________________блестят, словно лучики,_____________________посылающие ________________себя тепло и свет. ____________они раскрываются, а________________прячут свою красоту. Тоненький стебелек_____________________искривлен от постоянного движения_______________за солнцем, от неукротимого стремления ________________,_______________теплу. Но этот____________________сияющий,___________________пронизанный_______________солнцем цветок, кажется_____________великолепным творением природы. Задания для работы
Теперь мы с вами увидели, что есть тексты, которые не могут существовать без наречий, особенно если это наречия места и времени. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому. 5. Работа с текстом-рассуждением Цель: отработка речеведческих и правописных навыков Учитель. Как начинается утро? Как восходит солнце? Чем занято оно в течение дня? На все эти вопросы отвечает текст-повествование. Как выглядит цветок, растущий на полянке? Об этом рассказал нам текст-описание. Почему человек стремится к гармонии? Почему каждое явление природы не существует изолированно? Об этом нам расскажет текст-рассуждение. Задания для работы
6. Подведение итогов урока Учитель. Итак, сегодня мы с вами повторили правило написания наречий и выяснили, что наречия используются в разных типах речи. Давайте вспомним типы речи с помощью стихотворений: Мы быстро оделись и бодро пошли, Вдруг встретили маму на нашем пути. Шла из школы она после собрания. Этот текст называем мы ______________(повествование) Волшебная палочка — чудо блестящее, Новая, яркая и настоящая. С ней легче исполнить любое желание. Этот текст называем мы _____________(описание) Для чего этот мир? Почему я такой? Зачем это солнце блестит надо мной? На эти вопросы ответ, без сомнения, Найдете вы в тексте _______________(рассуждение) 7. Домашнее задание Упражнение Вставьте пропущенные буквы. Определите тип речи Источник добра найдеш_ _ повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросиш_ _, чтобы оно послало на землю свой луч_ . Оно оказывает помощ _ нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя, и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит. Сберечь тепло в себе сможеш_ _, если будешь не колюч_ , как кактус, а могуч_ , как огромный дуб, если откроеш свое сердце настеж и поделиш_ся добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош_. Совершай добро, пока существуеш__. Фрагменты анализа урока
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |