Преподавание литературы Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2521 Кижапкина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: Портреты поэтов-дальневосточников, вальс “На сопках Маньчжурии”, “Песня о родном крае”, пластинка с голосами птиц, выставка фоторабот, рисунков, книг. Ход урока
1. Вступительное слово учителя (на фоне вальса “На сопках Маньчжурии”): О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем преисполнена, земля Русская… Это слова древнего летописца. Великое слово “Родина” стучало в сердцах многих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Родине посвящали вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Кольцов, Е.Баратынский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев … Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово “Родина”. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле… “Пою тебя, мой край родной...” (объявление и запись темы) 2. Итак, традиция поэтического воспевания родного края нашла отражение в творчестве амурских поэтов. Предлагаем вашему вниманию небольшую литературную композицию. Ваша задача – записать имена поэтов, название стихотворений. 1 ученик:
Почти все произведения Владимира Колыхаева посвящены теме освоения природных богатств Дальнего Востока. Родился поэт в 1934 году. В 1955 приехал в Благовещенск. Работал на строительстве дорого, а потом стал журналистом, редактором Амурского радиокомитета. Печатается с 1960 г. 2 ученик: Поэзия – выражение внутреннего мира поэта. Олег Маслов по профессии врач, кандидат медицинских наук. Профессия дает ему хлеб насущный, а стихи – пищу духовную. Амурские села.
3 ученик: Игорь Игнатенко родился в Амурской области, окончил БГПИ. Работал на БАМе. Вышло двенадцать книг стихотворений и прозы. Лауреат Амурской премии в области литературы и искусства за книгу стихотворений и поэм “Прощай…”. Председатель Амурской областной писательской организации.
4 ученик: Игорь Еремин родился в 1934 году. В 1952 г. приехал на Дальний Восток. Окончил БГПИ. С 1957 года его стихи печатаются в областных газетах. Выпустил сборники стихов “Березовые окна”, “Весны”, “Ладони”, “Земные корни”, “Сердцевина”. Поэзию Игоря Еремина отличает высокое чувство причастности к делам и судьбам людей, глубина мыслей, искренность чувств.
5 ученик: Виктор Алюшин родился в Амурской области, окончил литературный институт им. А.М.Горького. Член союза российских писателей. Дальний Восток.
6 ученик: Леонид Завальнюк родился в 1931 году. С 1951 г. жил в Благовещенске. Окончил Литературный институт. Печатается с 1952 года. Амурское книжное издательство выпустило 5 книг его стихотворений, песен, две повести.
- Какая тема объединяет стихотворения, прозвучавшие в композиции? - Назовите авторов, которых вы записали. Этот ряд можно дополнить другими именами: Николай Фотьев, Виктор Яганов, Владимир Илюшин, Светлана Борзунова, и многие другие. С каким чувством поэты говорят о Родине? 3. Чтение наизусть стихотворения П.Комарова “Приамурье” - Какой интонацией проникнуто стихотворение? - Какие строчки выражают основную мысль стихотворения? (обращаемся к эпиграфу) Сегодня мы обратимся к творчеству этого замечательного поэта. Сообщение о жизни и творчестве П.Комарова. П. Комарова называют певцом Дальнего Востока. И это действительно так. Все свое вдохновенное творчество поэт посвятил дальневосточному краю, его неповторимой природе, его замечательным людям. П.Комаров родился в 1911 году в Новгородской губернии. Семилетним мальчиком приехал он вместе с родителями-переселенцами на зейские берега, в таежную деревушку. Здесь учился в школе, потом в сельскохозяйственном техникуме. Рано начал сотрудничать в газетах и писать стихи. Первый сборник “У берегов Амура вышел в 1940 году. Затем почти каждый год появлялись новые книги. Жизнь П.Комарова оборвалась в 1949 году в самом расцвете творческих сил. П.Комарову присуще то особое видение мира, без которого не может быть подлинного поэта. Комаров писал исторические поэмы, стихи о новостройках, о людях-тружениках и защитниках родной земли. Но при этом всегда оставался лириком. Природа в стихах П.Комарова всегда осязаема, зрима. В мире животных и растений поэт ориентируется легко и свободно. Отвергая всякие красивости, П.Комаров поэтизирует самое обычное, будничное в природе. Стихи об отчизне, о малой родине, пожалуй, лучшие у П.Комарова. прозвучавшее стихотворение “Приамурье” - это гимн родине, мелодия которого проста и естественна, как дыхание, прозрачна, как слезы восторга, благодарности, счастья. “только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!” П.Комаров слагает песни и сказки – свои стихи, наполненные глубочайшей любовью к родине, они необыкновенно музыкальны и поэтичны, прославляют родной край! Давайте обратимся к немногим из них. 4. Читаем стихотворение “Когда бы я не был знаком”:
- Какова основная мысль стихотворения? В каких строках она выражена? (“Наверно бы, так и любил тебя, сторона моя дальняя”) - Из каких образов складывается картина, нарисованная в стихотворении? (Зеленые холмы, запахи сосны, пионов, лесного чеснока, дороги, колхозные озими, пашни, ручьи, луга, поля, звуки соловьиных трелей). - Скажите есть что- то особенное в этих образах? Почему же поэту он так дороги? - Каким синтаксическим приемом поэт подчеркивает волнение, выражает восторг, любовь к родине? (повтор начальных строк) - Сколько в стихотворении предложений и почему? (одно) -Почему в конце предложения автор ставит многоточие? Итак, из будничного, повседневного, обыденного складывается поэтических образ родины, стороны дальней, которую так любит поэт: Читаем стихотворение “Сосна” ( второе название “Лесная музыка”):
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? - Какие бы эпитеты вы подобрали к этому стихотворению (необыкновенное, музыкальное) - Почему два названия? -Что сумел подслушать и подсмотреть поэт? Каждому ли это доступно? - Почему именно медведь – любитель музыки у П.Комарова? - К чему призывает поэт? - Лесная музыка… Какая она по-вашему? (скрипы, шорох трав, шелест листьев и щебет птиц…) Давайте послушаем эту лесную музыку (пластинка “Звуки весеннего леса”) Читаем стихотворение “Сыростью повеяло из рощи”:
- Из каких микрообразов складывается картина, изображенная поэтом в стихотворении? (роща, иволга, белые озера, синие сопки, березки в воде) Стихотворение очень теплое, нежное, негромкое. - Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какова она? (белый, синий цвет) - Почему именно эти цвета? Что они символизируют? (чистота, свет, простор, ширь и бездонность неба) Обратим внимание – березки – символ родины для русского человека. Чтение стихотворения “Снегопад”
1929-1940 - На сколько смысловых частей можно разбить стихотворение?(две, описание зимнего пейзажа и трагедия в лесу) Уже в начале стихотворения слышны тревожные нотки. Докажите это. - Какая важная проблема поднята автором? - Что значит - любить природу? Природа Дальнего Востока удивительна, сказочна. Но она нуждается в нашей защите. На территории области есть два заповедника: Зейский и Хинганский. Там сохраняется весь природный комплекс в целом. В Хинганском заповеднике под охраной находятся журавли, которые есть еще только в Японии. Таи же находятся удивительные по красоте озера с лотосами. И, конечно же, человеку нужно приложить усилия для сохранения этой первозданной красоты. Что для этого нужно? (ответы детей) Может быть, ответ мы найдем в стихотворении О.Маслова. (звучит отрывок из стихотворения “Весна в Приамурье”):
Заключительное слово: Искренне и задушевно говорят дальневосточные поэты о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать и любить природу родной земли. Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок. История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране. (Звучит песня “Родной край”) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |