Преподавание литературы Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2409 Боголюбова Жанна Георгиевна, учитель русского языка и литературы Урок по теме: «Герои «Слова о полку Игореве» и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов». (Слайд №1) Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2) Оборудование: Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы (Слайд №3): «Слово о полку Игореве» отмечено Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения (Слайд №4). Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение наизусть, составление таблицы-схемы (Слайд №5). План урока:I. Вступительное слово.II. Проблемная ситуация.Какие герои в «Слове о полку Игореве»? Попробуем составить характеристики персонажей великого произведения и выявить фольклорные мотивы в поэме. Это и будут проблемные вопросы нашего урока. Разрешите начать нашу дискуссию с высказывания Д.С. Лихачева А. Афанасьева (чтение эпиграфов, Слайды №№6-7). III. Проверка домашнего задания (Слайд №8). Выслушивание докладов.1-я группа: Образ Игоря, позиция автора. (Слайд №9) Вопросы к 1-й группе:
Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное. Он видит в них представителей Руси, они или сочувствует, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит об их эгоистической узко местной политике и раздорах. По существу весь рассказ в «Слове» о походе Игоря выдержан в этих чертах его характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути. Тем самым на первый план в «Слове» выступает общее и историческое над индивидуальным и временным. Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным невежеством – маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси. Три завета спасения Руси (Слайд № 10)
Недаром названа поэма полком Игоря, а не именами других князей. Звучит Ария Игоря из оперы Бородина. Задание: Какой персонаж из поэмы исполняет эту Арию? Что вам помогло узнать? Какое сочинение написали под эту арию? Какой вам представляется Игорь в этой опере? (Учащиеся читают отрывки из сочинений). Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря: слайды №№10-12) «Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно очень близко к нему по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнение битвы с пиром, с жатвой. (Учащиеся приводят свои примеры). Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили Игорю о половцах. А зловещее затмение? То есть природа пыталась предупредить Игоря. Но князь говорит речь, употребляя привычные «дружинные» термины той поры «сесть на коней» (означало выступить в поход), «преломить копьё» (лично вступить в схватку в начале битве). Также Игорь применяет и военную символику: испить шлемом из какой-нибудь реки (означало одержать победу на этой реке). Божество восточных славян стремится криком предупредить о поражении. Плачь по русской земле – все тронуты, сочувствуют игореву войску после поражения. Автор упоминает реку Карну и Желю – русские погребальные боги. Плач русских жён выдержан в традиции русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от половцев. Герб Игорю (Рисунки учащихся – слайды №№13-14). Игорь уподобляется соколу, так как автор постоянно сравнивает его с этой птицей. Сокол – это молодость, зоркость, быстрота, смелость. В рыцарской эмблеме можно добавить меч и копьё. Сообщение 2-й группы (слайд №15). Но перед этим звучит отрывок из оперы (ария Всеволода). Задание: узнайте персонажа. Прочитайте сочинение про него. Вопросы для 2-й группы:
Обратимся к словарю Даля и рассмотрим значение слов буйла, буйный, тур. БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий, азиятский бык и корова, Bosbubalus, черный, малошерстый, плоскорогий. | Сиб. тибетский бык, горбатый, с конским хвостом, китайский буйла, як, кутас. | Буйло ниж. и др. лось, сохатый, изредка попадающийся, как захожий, загнанный туда; название ошибочное. Буйловый, буйволовый или буйволиный, к нему относящийся. Буйволина, буйволятина ж. буйловая говядина. Буйволенок м. буйволята мн. буйловое теля, теленок. БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий, беспокойный, забиячливый, бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию, обидам. Буйный ум, кичливый, возносящийся выше пределов своих. Буйный народ, самовольный; буй воевода, храбрый; буен во хмелю, буянит, шумит. Буйная голова, беспокойная; в сказках и песнях горькая, горемычная, бесприютная. Некуда приклонить буйной головушки. Расчесали буйну голову, заплели русу косу, о невесте. Честное слово и буйну голову смиряет. В древнем: буйтур, храбрый и ярый, будто соединены названия двух видов быка: буйлы и тура. ТУР м. - ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод; также в духовной Мономаха. В самом его имени – необузданная сила и мощь. Тур – дикий бык, излюбленный персонаж народной поэзии, откуда он как символ мужества, видимо, и попал на страницы древнерусских воинских повестей. В Ипатьевской летописи князь Роман Мстиславович характеризуется – «яко туръ». В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов. Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью. Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам. В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов возникала внезапно. Как показывают археологические раскопки, там некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала Всеволода нисколько не гиперболизировала боевые свойства курян. В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода – это символ мира. После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода упрекает киевский князь за выступление необдуманного против степи, которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка имя Всеволода исчезает, его роль – храброго рыцаря – художественно исчерпана. Этот образ показал трогательную любовь братьев, воинов – содругов. Всеволод называет Игоря «свет светлый», сражался доблестно под его знамёнами. И Игорь опадает в плен, пытаясь спасти Всеволода. В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь именно дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко страдавшей от распрей: сын шёл войной на отца, брат – на брата. Если бы так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя- воина - не только привычное понятие о силе и доблести, но и образ-символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая веру в возможность преодолеть рознь, добиться национального единства. Фольклорные мотивы: Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и подвиги их дружины. Позднее собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII- XX в., т.е. богатырь уже один без войска. Буй-тур Всеволод действует не один, а с помощью дружины, в былине же Илья действует один. Рыцарская эмблема: бык, обладающий сказочной силой (слайд №16). Сообщение 3-й группы (слайды №№17-18). Вопросы к 3-й группе:
Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки отмечают, что Святослава поэт рисует князя во всем блеске парадного величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века исторической славы. Святослав Всеволодович Киевский по отношению к младшим князьям – глава, сеньор, отец. Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья. Святослав, выслушав бояр - мужей, как и подобает старейшему, произносит «златое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава светится неотступно авторская мысль о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха. Рыцарская эмблема: серебряные седины – аллегория мудрости Святослава Киевского. Сообщение 4-й группы Звучит из оперы «Плач Ярославны», нужно узнать персонажа поэмы. Прочитать сочинение о Ярославне. Вопросы к 4-й группе (слайд №19).
Совсем другую особую группу составляют женские образы «Слова». Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. Народнопесенный характер носит и плач Ярославны – юной жены Игоря. Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Противопоставление войны и мира, воплощённого в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом обращении автора «Слова» к Всеволоду Буй-Туру, напоминая о жене его. С Ярославной не может даже тягаться Игорь. О ней охотнее всего пишут поэмы, её изображают живописцы, она вдохновляет поколения композиторов. Для читателей - героиня любимая. Ярославну нельзя не любить. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме – плач - заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся солнцу. Всё в мифическом разговоре Ярославны со стихиями от устного творчества: и обращения, и вопросы, и просьбы, и причитания. Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле - реке, чтобы исцелить им кровавые раны Игоря. Дунай от Путивля далёк. Дунай – это река детства, на ней сидел отец её, Осмомысл Галицкий. Этот мотив тоже распространён в фольклоре. В пору Вов известная Владимировская сказительница Елена Васильевна Волкова мечтала, что, сыскав раненых сыновей, она «волосами своими оттёрла бы их». Автор вложил в уста Ярославны обращения – заклинания к ветру, реке и солнцу. У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды. Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями. Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена. Ещё Островскому, когда писал весеннюю сказку «Снегурочка», пришлось наблюдать, как крестьяне ходят в Ярилину долину и приветствуют появление солнца радостными криками. То легко понять, как сильно было язычество во времена Игоря и Ярославны. Сообщение 5-й группы (слайд №22). Вопросы к 5-й группе:
Осмомысл Галицкий – отец Ярославны. Никто из князей не удостоился такой парадной, пышной, торжественной характеристики, как могущественный властитель богатого Галицкого княжества, находившего в Прикарпатье. Другой известнейший герой произведения – Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла-притча. Всеслав Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный оборотень, умевший превращаться в зверя. Фёдор Буслаев сопоставляет Всеслава с образом старинных сказок – Китоврасом, который днём царствует над людьми, а ночью обращается зверьём Китоврасом и царствует над зверьми. Его оборотничество стало вечным достоянием фольклора. Обвинительный приговор ему объявляется не за чародейство – ведь и рождён он был чародеем - от судьбы не уйти невозможно. Кара постигает хитрого за то, что участвует в княжеских распрях. Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем. Он был виновником многих междоусобиц и своё прозвище - кличку вполне заслужил. Автор - превосходный знаток степняков, их быта и обычаев. Лаконичными, но выразительными штрихами запечатлён Овлур – восточный «положительный» герой поэмы. Высказывается предположение, что Овлур был родом из Кавказа и находился в плену так же, как и Игорь. Как степняк мог решиться на это: ведь бегством он обрекал семью и весь род на гибель и истребление – таков был обычай. Другие половцы в поэме действуют не как экзотические герои. Они враждебны русским воинам, они язычники, поганые, но они люди. Фольклорные мотивы: Богатыря напоминает и Всеволод Буй-Тур и Осмомысл Ярослав, когда бросает тяжести за облака. Встречаются и фольклорные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море и т.д.). Автор «Слова» творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу. Сообщение 6-й группы (слайд №23). (Звучит отрывок из оперы, посвящённый Бояну, задание: угадать персонажа). Вопросы 6-й группе:
Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к нему автора сложное и противоречивое. При всём своём уважении к славе и величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая непреемленность для себя его «старых словес». Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование «былинам сего времени» – действительным событиям. Он нужен автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти выразился отказ от традиционного восхваления князей. Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно. Но его произведение не «слава», «не хвала», князьям, хотя сам он следует традициям хвалебной поэзии Баяна. (Рисунок учащегося – слайд №24) IV. Подведение итога:В «Слове» мы пронаблюдали необыкновенную чуткость автора к человеческому страданию, его большое и умное сердце не могли не привлечь его к народному горю – к бедствиям трудового русского населения. Благодаря народности и гуманизму произведения «Слово о полку Игореве» живёт и для нас, продолжает волновать нас до сих пор. V. Домашнее задание:На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени. Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях русской литературы (стихи в учебнике). Презентация к уроку - Приложение 1. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |