Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка и культуры речи из раздела "Жанры деловой письменной речи" по теме "Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка и культуры речи из раздела "Жанры деловой письменной речи" по теме "Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1069

Андреева Людмила Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9,03 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка

Использование компьютерных технологий приводит к ускорению процесса обучения, активному усвоению учебного материала.

Заметно повышается интерес к предмету, активность на уроке.

Реализуется индивидуальный подход к обучению.

Освобождается время преподавателя для индивидуальных консультаций и оказания помощи отстающим учащимся.

Повышается научность обучения, развивается креативное мышление.

Мультимедийная разработка представляет собой наглядный сопроводительный материал к уроку творчества по дисциплине "Русский язык и культура речи" из раздела "Жанры деловой письменной речи" по теме: " Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)"

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
  • Научить оформлению деловых документов

На уроке реализуются как учебные, так и воспитательные задачи.

  • Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
  • Соблюдение стилевого единства письма.
  • Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и практическую.

Сначала учащиеся знакомятся с историей развития почты в России.

Особое место здесь занимает использование элемента "театрализации" и "драматизации".

Выход каждого героя сопровождается серией слайдов.

1. Сказочник рассказывает сказку, написанную Р. Киплингом "Как было написано первое письмо",

На экране высвечиваются картинки из книги Р.Киплинга.

2. Рассказ экскурсовода сопровождается фотографиями экспозиций Центрального музея связи имени А.С.Попова

3. О возникновении конверта рассказывает девочка, перевоплотившаяся в образ госпожи Бревер. Её рассказ дополняют красочные слайды.

4.На смену госпожи Бревер является ямщик, его образ дополняют фотографии почтальонов разных лет.

5. Практическая часть урока начинается с разгадывания Кроссворда.

6. На экране возникают вопросы, затем даются правильные ответы.

7. Учитель выдаёт на экране алгоритм написания письма, правила заполнения конверта.

8.Закрепление материала происходит при выполнении практических заданий, задания высвечиваются на экране.

9. Смена слайдов сопровождается звуковым сигналом, что концентрирует внимание учащихся.

10. Цветная схема "Стиль письма" помогает детям сделать вывод, о том какими стилями надо писать письма.

11. В завершении урока анимированное действие "цветной пишущей машинки" привлекает внимание учащихся к юмористическому посланию бывшего ученика первой учительнице.

Конспект урока "Как писать письма (особенности эпистолярного жанра")

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Учебные задачи:

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Соблюдение стилевого единства письма.
  • Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены:
Н. Кузовлёва.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.

(Запись темы) (СЛАЙД №1)

Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма)

В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?

(Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик). (СЛАЙД №2)

Почтальон: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:

На деревню дедушке Константину Макарычу.

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!

Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано самое первое письмо. Об этом нам расскажет сказочник (выходит переодетый сказочником ученик): жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.

А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки (СЛАЙД №3): папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. "Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон",- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. "Я пойду и приведу ему на выручку все его племя", - решил незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал (СЛАЙД №4): "О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!".

Учитель: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. (СЛАЙД №5) Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.

В сказке Киплинга забавно рассказано и о другой трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел ввиду совсем другое.

А как вы думаете, каким же образом письма доставлялись адресатам?

Об этом нам расскажет экскурсовод музея почтовой связи.

Подготовленный ученик в роли экскурсовода рассказывает о появлении почтового ящика. (СЛАЙД №6)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна. (СЛАЙД №7)

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. (СЛАЙД №8)

Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова.

Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом.

Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Учитель: Ну, вот теперь вы знаете, как был изобретен почтовый ящик, но у нас еще одна гостья, давайте послушаем, о чем она нам расскажет. (СЛАЙД №9)

Наша гостья - госпожа Бревер - жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне, она расскажет вам о том, как был придуман почтовый конверт.

"В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной- листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города.

Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Вскоре Бревер изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название "конверт".

Со дня изобретения конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям".

(Раздается звук почтового рожка, входят два ученика, переодетые в ямщиков.) Они рассказывают историю о символе российской почты. (СЛАЙД №10)

"ВXVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр I решил сломить эту традицию и сделать все, как в Европе. При нем для подачи сигнала стал вводиться почтовый рожок. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но почтовый рожок и лихая почтовая тройка так и не смогли соединиться на бескрайних российских просторах.

Однако выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок все же остался почтовым символом, а вот колокольчику в этом смысле не повезло.

Учитель: Спасибо нашим гостям, благодаря им, мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к практической части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?

Письмо деловое (СЛАЙД №11)

Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

А теперь давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь: (СЛАЙД №12)

  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  • Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон). (СЛАЙД №13)

Учитель: Эти слова вы хорошо знаете, познакомимся еще с несколькими словами, связанными с эпистолярным жанром. (СЛАЙД №14)

  • Эпистола - литературный жанр, послание в форме письма.
  • Адресат - тот, кому адресовано письмо.
  • Адресант - тот, кто пишет письмо.
  • Мы забыли еще два слова, без которых не обходится ни одно письмо.
  • Что это за слова?
  • Здравствуйте - живите и будьте здоровы.
  • До свидания - до скорого свидания.

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)

  • Записать в тетрадь: (СЛАЙД №15)
  • Сообщить, оповестить;
  • Поздравить;
  • Извиниться;
  • Поделиться чувствами, впечатлениями;
  • Поблагодарить и т. д.

Алгоритм написания письма: (СЛАЙД №16)

  1. Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте:).
  2. Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить (образец на доске.) (СЛАЙД №17)

Правила заполнения конверта.

  • От кого Иванова И. И.
  • Откуда ул. Кирова, д.18 ,
  • г.Тихорецк, Краснодарский край.
  • Индекс 352120
  • Кому Сидорову А.П.
  • Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
  • Индекс 612205

Практическая часть (на партах лежат заранее заготовленные тексты).

1. Читаем текст №1: (СЛАЙД №18)

Привет, Диман! Как житуха? У меня все по - старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит - ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Диман, увидимся.

До встречи. Твой Леха.

  • Чего не хватает в этом письме?
  • Без чего можно было бы обойтись?
  • Каким стилем написано это письмо?
  • Интересно ли было читать это послание?

Задание №2. Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака (СЛАЙД №19)

"Письмо в редакцию"

Нижеподписавшийся волка повстречал,
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг все цветики - просто благодать,
По причине этого жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: " Караул!"
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасение
Выразить охотничку это поздравление.

  1. Чем интересно это послание? (оно смешное)
  2. На чем основан комический эффект? (на смешении стилей)
  3. Какие стили здесь смешаны? (официально - деловой, художественный, разговорный).
  4. Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

Задание №3. (СЛАЙД №20)

Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо.

Спасское. 1868.

":Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда - нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.

Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро:Вы увидите, это очень красиво.

Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон;

Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи:"

  • Каким стилем оно написано?
  • Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?

Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г. (СЛАЙД №21)

"Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами.

Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!

Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу:".

Докажите, что это письмо написано художественным стилем (найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства). (СЛАЙД №22)

  • Какие это письма? (личные).
  • Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным).
  • А деловые? (официально - деловым ).

Ребята, запомните основные правила написания писем:

  1. Указывайте дату и место написания письма.
  2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
  3. Не употребляйте обороты: "Лети с приветом, вернись с ответом", "Жду ответа, как соловей лета" и т д.

Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.

Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на четыре группы, в каждой группе назначаются консультанты).

Задание для 1 группы:

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова-подсказки:

  • У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
  • Очень прошу Вас (тебя):
  • С приветом:
  • Заранее благодарен:

Задание для группы №2:

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

  • Поздравляю
  • Разрешите поздравить:
  • Позвольте пожелать:
  • Дорогая:
  • Уважаемая:
  • От всей души, от всего сердца:
  • Сердечно благодарю:

Задание группе №3.

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова - подсказки:

  • Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что:
  • От всего сердца...
  • От всей души:
  • Я очень благодарен:
  • Большое (огромное) спасибо:

Задание для группы №4.

Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова - подсказки:

  • Дорогой друг:
  • Хочу рассказать тебе о:
  • Мы очень скучаем без тебя:
  • Напиши нам о:
  • С нетерпением ждем ответа:

Через несколько минут подводим итоги работы в группах, консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика (подготовленный ученик выразительно читает стихотворение). (СЛАЙД №23)

Ольга Леонидовна! Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха с челочкой торчком.
Шлю вам запоздалое слово благодарности
За мои чернильные палочки с крючком.
Ольга Леонидовна! Если Вы позволите,
К Вам на арифметику в детство удеру
Поучиться заново крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте, правде и добру.
Ольга Леонидовна! А в конце послания
Вам желает радостей и хороших слов
Ваш не отличавшийся по чистописанию
С третьей парты - помните, Леша Иванов.

(СЛАЙД №24)

  1. Понравилось ли вам это письмо, ребята?
  2. Скажите, к какому виду писем оно принадлежит?
  3. В чем необычность этого письма?

Заключительная часть урока (рефлексия).

Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).

Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к вам по ошибке, написал герой рассказа Чехова - Ванька Жуков.

И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Ребята, расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Ребята рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения)

К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа, а вы напишите ему письмо-рассказ о нашем уроке, не забудьте правильно заполнить конверт.

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме "Как писать письмо" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. А сейчас передайте свои письма почтальону.

Спасибо всем. Урок окончен.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21