Преподавание литературы Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1190 Юмашев Максим Александрович, учитель русского языка и литературы Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон № 11-2071 “О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае” от 26.07.2004 г., который определяет перечень предметов по реализации национально-регионального компонента. Согласно статье 2 “Образовательные области, в рамках которых реализуется краевой (национально-региональный) компонент” Закона главной задачей образовательных предметов, вошедших в НРК, является воспитание гражданственности через привитие любви к родному краю – своей малой родине. Учителя кафедры гуманитарных наук нашей школы – люди творческие. Мы любим свой край и стремимся передать это детям, поэтому важным и непременным условием воспитания патриотизма оказывается раннее знакомство школьников с красотой и богатством природы родных мест, знакомство с историей, культурой своего края, с именами тех славных земляков, чьи труд, ратные и трудовые подвиги, искусство и творчество стали гордостью всего народа. В целях реализации НРК по предметам гуманитарного цикла мы руководствуемся следующими принципами отбора содержания: - принципом дополнительности, вариативности, разнообразия; - принципом культуросообразности и поликультурности; - принципом опоры на опыт (как конкретный, так и универсальный). Соблюдение данных принципов, на наш взгляд, способствует реализации целей образования: - развитию и удовлетворению образовательных потребностей жителей нашего региона; - становлению социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетентностей жителей Красноярского края (наших выпускников); - сохранению и развитию социально-экономических и культурных достижений сибирского региона. Реализуя национально-региональный компонент на уроках литературы, учителями кафедры гуманитарных наук школы подготовлен научно-методический сборник “Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы в 5-11 классах”, в который вошли разработки уроков по предмету “Литература Красноярского края”. Один их таких уроков и представлен на Фестиваль. Цель урока: сформирование гражданской позиции учащихся. в отношении малой родины. Задачи урока: - раскрытие понятий: сибиряк, сибирский характер; Оборудование: интерактивная доска, презентация в редакторе “Power Point”. Ход урока
А. Яшин. На полиэкране один за другим проходят слайды с изображением известных сибиряков. И вдруг… (думаю, совершенно неожиданно для учащихся) портреты родителей учащихся, а затем портреты самих детей. Вопросы учащимся: - Ребята, вы узнали лица, мелькавшие на экране? - Как вы думаете, почему рядом с лицами известных личностей помещены фотографии ваших родных и близких, ваши фотографии? Слово учителя: Сибирский характер… Давно знакомое и вместе с тем столь необъятное по своей наполняемости понятие, которое мы, сибиряки, слышим в свой адрес довольно часто. Но задумываемся ли мы о том, какой смысл вкладывают в это понятие люди, и как сами формулируем его? Ответить на этот вопрос мы и попытаемся сегодня на уроке. А. Одоевский писал:
Поэт назвал наш край суровым, полным лишений и страданий, но в то же время краем, охраняемым небесными ангелами, а значит, хранимым Богом. Вопросы учащимся: - Скажите, ребята, а что для вас Сибирь? - Что значит, “сибирский”? Какое толкование этому слову мы, жители Сибири, даём? - Если говорить о человеке, рождённом или долго прожившем в нашем крае, то о каких качествах личности, особенностях характера можно говорить? Как можно охарактеризовать сибиряка? - Как вы думаете, каким образом сложилось это историческое представление о сибиряках? Слово учителя: Сибирский – от слова Сибирь. Что же это за край такой – Сибирь? Вспомним историю. (Заранее подготовленный учащийся может сделать сообщение о Сибири времён Ермака, укладе жизни и традициях сибиряков тех времён. Рассказ сопровождается демонстрацией заранее подготовленной презентации по теме выступления учащегося). Вывод (делает учитель или ученик): Сибирь была одним из тех немногих в царской России мест, в котором со времён покорения Сибири Ермаком не знали, что такое крепостное право. А ведь кроме сибиряков, только донские казаки, пожалуй, никогда не были в крепостной зависимости. На первый взгляд, может показаться, что данное замечание незначительно. С этим вряд ли можно согласиться. Сибиряки изначально были людьми независимыми, свободолюбивыми. Отсюда возникла широта сибирского характера – одно из главных качеств настоящего сибиряка. А если обратиться к природе нашего края… Суровые природные условия Сибири сформировали ещё несколько качеств – трудолюбие, выносливость, ведь капризный климат не терпит ленивых. Сибирь благосклонна только к мужественным, сильным, стойким людям. Сибиряк может быть и жёстким, и добрым, суровым и отходчивым, но всегда справедливым. А вспомните знакомое всем выражение “сибирское здоровье”. Его желают с особым смыслом, с особой искренностью. Сообщение ученика по теме “Честность – принцип жизни сибиряка” (сообщение готовится заранее совместно с учителем. За основу данного сообщения предлагаю отрывок из интервью с Д. Хворостовским, в котором певец с мировым именем рассуждает об особенностях сибирского характера. Обращение к компьютерной презентации). В прошлом году в Красноярске дал единственный концерт знаменитый баритон, наш земляк Дмитрий Хворостовский, совершавший благотворительное турне “Тысяча городов России” в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В одном из интервью певцу задали вопрос “Чувствуете ли Вы себя сибиряком, живя пятнадцать лет за границей? Остались ли в Вашем характере какие-то специфические сибирские черты?” Дмитрий ответил: “Я родился и жил в Сибири 24 года и, естественно, сложился как личность именно здесь. И живя за пределами Сибири, думаю, некоторые черты сибирского характера я не утратил. Прежде всего, это любовь к ближнему, уважение и любовь к старшим. Цена данного мной слова. Твёрдость характера. Я считаю, что это черты настоящего сибирского (или русского, если угодно) характера. Я считаю, что честность должна быть принципом жизни. И за основу я взял именно этот принцип. Я не люблю, когда люди меня предают, и, как правило, не прощаю. Мне кажется, что это тоже черта сибирского характера. Учитель: можно бесконечно говорить об особенностях сибирского характера, но, я думаю, вы согласитесь, что лучше, чем может сказать о нём поэт, не скажет никто. Ученик читает наизусть стихотворение сибирского поэта И.Ф. Фёдорова-Омулевского (1836-1883)
Вопрос-задание: - Давайте вспомним и назовём имена тех людей, которых мы считаем настоящими сибиряками, искренне и преданно любящими свою землю, свой край и город, людей, воплотивших в себе лучшие качества сибиряка. Я уверен, что сейчас прозвучат имена не только сибиряков, живших и прославлявших свой край ранее, но и имена наших современников. Вывод (его может сделать ученик): Для многих Сибирь – далёкий и таинственный край, словно находящийся на другой планете, для других Сибирь – центр России и не только географический… Для меня Сибирь – моя родина, родной дом, в котором дорожу каждой мелочью, а особенно каждым человеком, ведь таких людей, как сибиряки, нет ни в одном уголке земного шара. Сибирский характер не пустой звук, не “красное словцо”, это реальность. Наверное, каждый вправе наполнить понятие “сибирский характер” своим содержанием, дать сибиряку ту или иную характеристику, но, уверен, что многие характеристики совпадут. Трудолюбие и мужественность, честность и бескорыстие, свободолюбие и выносливость, особое отношение к природе и искренность и много других качеств соотносимы с каждым красноярцем – настоящим сибиряком, любящим и ценящим свой родной Красноярский край, свой город, улицу, двор – всё то, что зовётся малой родиной.
Правда, чудесные строки? Вы, наверное, думаете, что их автор – один из поэтов-сибиряков? Возможно, вы правы, и спустя какое-то время Ваня станет известным красноярским поэтом. А пока Иван Долгов - выпускник нашей школы, ныне студент. (В качестве примера окончания урока привожу два варианта заранее подготовленных сообщений учеников) * * * С чего начинается моя родина? С чего начинается мой город? Для меня - с часовни Параскевы Пятницы… Наверное, потому, что именно здесь я впервые я открыла для себя ощущение неизбежного счастья. Простор, шум ветра, голубизна Енисея, зубчатая цепь гор, высота дают возможность почувствовать близость звезд, особое биение сердца. И мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, и я улыбаюсь городу, который раскинулся передо мной. Когда-то полноводная Кача с радостью встречалась со своим старшим братом Енисеем. Именно здесь, нас Стрелке, был выстроен нашими предками Благовещенский собор. Золотые купола собора устремились ввысь. Красота, благолепие проникают в каждую клеточку моего тела, что дает почувствовать особую причастность к святому месту, к покою, к миру, в котором человек приближается к Богу. Я заметила, как преображаются люди, когда попадают в храм. С лиц исчезают суетность, страх, озабоченность, проступают свет и душевность, желание успеть сделать что-то хорошее и благое. Удивительное обновление и понимание, что все остается людям, ощутила я в Доме- музее В.И. Сурикова. Тихий, уютный дворик, хотя рядом шумная и беспокойная улица Ленина, - здесь будто остановилось время. Но это на первый взгляд. Скрипучие половицы, старинная утварь, домотканые дорожки, картины - все напоминает о человеке, который здесь жил, откуда черпал силы в трудные моменты жизни. Сегодня день рождения В.И. Сурикова. Звучит рояль, тихо падает снег за освещенными окнами деревянного двухэтажного дома. Продолжается жизнь. Время обогащает человеческую память, а значит, нам есть чем жить, чем дорожить, что любить. Когда-нибудь, наверное, люди сочинят легенды вокруг красноярских фонтанов, которые так неожиданно вошли в жизнь современного города. А как же иначе? Стремление человека окружить тайной любимые места, придать им особую значимость, наверное, даст возможность, пусть немногим, но проявить свой талант, свою фантазию. Вокруг игривого фонтана находят друг друга влюбленные, встречаются друзья. Послушать его сладкозвучье приходит и старость. С томиком стихов Пушкина я люблю бывать у небольшого фонтанчика, который разместился у Покровской церкви. Я его называю пушкинским. Возможно, скоро каждый из фонтанов обретет свое имя, но пусть среди них не будет Фонтана слез и печали. От возвышенного и высокого, от полета, от звездности я ступаю на землю, иду по улицам города и слышу уличное пение. Нет, не под шарманку, а под баян. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Раскольников спрашивает: “Любите ли вы уличное пение?”, но ему никто не отвечает. Все заняты собой, каждый погружен в себя и далек от такой мысли. Раскольников тянется к людям, ему хочется услышать человеческую речь, просто поговорить, но “граждане не хотят его слушать, гражданам бы выпить и откушать, остальное, прочее- мура!” Любят ли уличное пение сегодняшние прохожие? Я спросила у некоторых, но ответ, как и сто пятьдесят лет назад, был тот же: равнодушие, изредка ирония, молчание - вот что он в себе содержал. Что же заставляет этого старика не только в осенний дождливый день, но и в зимнюю стужу, в летний зной петь под баян, причем хорошо, задушевно, песни, совсем незнакомые моему поколению. Одиночество, тоска по общению, по людям, желание поделиться своим талантом, который мог бы в иных условиях проявиться без жалости и грусти, без желания за этот труд получить хотя бы копейку. Но старик все-таки от своего уличного пения получает удовольствие, ему есть куда идти, а скольким просто некуда. - А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Так рассуждает Мармеладов в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Неужели с того вечера, когда прозвучало это признание, ничего не изменилось? По улицам вновь ходят люди, которым некуда идти. От них, грязных, пыльных, с немыслимо большими пакетами, в которых собраны вещи с помоек, оборванных, больных и убогих, отворачиваются люди, боясь их нищенского взгляда. Наверное, у каждого свой путь падения на дно. Но почему нет сострадания в глазах тех, кто мог бы им помочь? Ведь не все люди сильные, есть и те, кто очень нуждается в помощи, в милосердии. Особенно, дети. Стайками и поодиночке попрошайничают они на улицах города. Когда читаешь у Ф.М. Достоевского о детях Катерины Ивановны: “Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, запричитал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна, как лист”, - наворачиваются слезы. Нежные и хрупкие, незащищенные и жалкие, они будут выброшены на улицу, сольются с толпой, которая их раздавит, растопчет. Мир должен бы содрогнуться от такой несправедливости, но как и тогда, так и сегодня страдание, боль, жестокость успешно прорастают в нашем обществе. Конечно, эти маленькие трагедии большого города можно и не замечать, но так сильно во мне желание изменить мир к лучшему, приблизить время, где человек улыбался и радовался бы жизни других людей. Не об этом ли напоминает великомученица Параскева - Пятница, с именем которой красноярцы связывали и связывают свои надежды на счастье. Пусть каждый выстрел Пушки, установленной на Покровской горе, рядом с часовней, приближает тот день, когда действительно победит Человек, в котором будут жить Красота, Совесть, Доброта, Сострадание. Об этом мечтал великий Достоевский, об этом сегодня напоминает жизнь, которая бьется в каждом из нас. * * * Есть много замечательных мест на нашей русской земле. Но мне особенно дорог мой край, мой город. Это моя родина. В моём городе есть прекрасные места. Однажды я с мамой возвращался с юга домой. Из окна вагона освящённая лучами солнца вдали белела часовня на Караульной горе. И радостно забилось сердце при виде её, потому что понял - я дома. Очень люблю я бывать на набережной. Здесь красиво, особенно весной. Вдали видны горы в зелёной дымке. Могучая река Енисей несёт свои воды далеко на Север. Именно здесь много лет назад побывал русский писатель Антон Павлович Чехов, которого также поразила наша сибирская природа. А вот на улице Ленина сохранился двухэтажный деревянный дом, в котором родился Василий Иванович Суриков. Стоит открыть массивные ворота, как попадаешь в тихий, уютный дворик. Хорошо и спокойно здесь. Василий Иванович Суриков – автор многих известных картин. Это и “Утро Стрелецкой казни”, и “Меньшиков в Берёзове”, и “Взятие снежного городка”. Последнюю картину Василий Иванович написал в нашем городе, пожалуй, в самый трудный период своей жизни. Но сколько радости, веселья, озорства, красоты и удали в этой картине, сколько жизни, силы даёт она человеку. Да, Василий Иванович Суриков – гордость не только нашего города и края, но и всей земли русской. Наш город помнит многих известных людей. Здесь побывали и декабристы, и петрашевцы, и народники, и революционеры. В нашем городе есть места, связанные с именем Владимира Ильича Ленина. и как бы мы сейчас не относились к нему, это наша история, и каждый из нас должен знать её и уважать. Недавно на уроке литературы я познакомился с поэзией Кондратия Фёдоровича Рылеева. Он был казнён в 1825 году как декабрист, как руководитель восстания на Сенатской площади. Многие декабристы были сосланы в Сибирь. И в нашем городе и крае их было немало. У нас в Красноярске даже есть улица Декабристов, а на Покровском кладбище есть могила В.Л. Давыдова. Зимой и летом, весной и осенью здесь лежат живые цветы. Красноярцы помнят тех, кто первым “восстал на утеснителей народа”. А какая прекрасная природа в нашем крае! Сколько умных, добрых, хороших слов можно прочесть о ней в произведениях Виктора Петровича Астафьева. Его произведения известны всему миру. В своей книге “Царь-рыба” Астафьев рассказывает с болью, тревогой о природе. о людях, которые безжалостно используют ей богатства. В рассказе “Капля” писатель поведал мне о маленьком, нетронутом уголке природы. Она, как та капля, может однажды навсегда погибнуть и исчезнуть. О хрупкости красоты говорит писатель, о том, каким же должен быть человек, чтобы сберечь себя и жизнь на этой планете. Он должен также, как маленький принц в сказке Антуана де Сент Экзюпери помнить золотое правило: “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Как прекрасна была бы наша Земля, если бы каждый помнил об этом и каждый стремился её украсить. Многие сегодня стремятся приехать в наш город и обязательно побывать в уникальном уголке природе – заповеднике “Столбы”. Здесь, в тайге, можно встретить причудливые скалы. У каждой из них есть название. Это и “Дед”, и “Перья” и другие. В нашем городе есть прекрасный Театр оперы и балета. Я люблю бывать там. Имена Д. Хворостовского, Н. Чеховской, В. Полунина известны многим любителям оперного и балетного искусства. А на Стрелке, откуда начинался город Красноярск, возвышается здание Большого концертного зала. Да, это моя родина. И, где бы мне в будущем не пришлось жить, я всегда буду помнить свой город, свой дом, свою школу, потому что именно здесь я открыл для себя мир людей, мир прекрасных мыслей, которые мне помогают жить и достойно идти по жизни. И за всё это я и люблю свой город и край! Спасибо тебе, земля Красноярская! Домашнее задание: данное домашнее задание целесообразнее предложить вариативно, например:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |