Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 948 Садриева Надежда Витальевна, учитель русского языка и литературы
Цели:
Оборудование: магнитофон, кодоскоп, географическая карта России с обозначением мест, где жили в ссылке и на каторге декабристы, выставка книг, музыкальные инструменты (скрипка), проигрыватель, плакаты с высказываниями из романа Грибоедова (“Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Счастливые часов не наблюдают”), на плакатах словарная работа, на доске открытки с изображениями декабристов. Оформление кабинета: Парты стоят по 2, на столах свечи, на 1 планшете – словарные слова, на другом – имена декабристов. Перед уроком дается опережающее домашнее задание:
Муза – 1. В греческой мифологии: одна из 9 богинь, покровительниц искусств и наук. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. Мораль – 1. Логический, научительный вывод из чего-нибудь (басни). 2. Нравоучение, наставление. Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение. Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера. Оформление доски: С левой стороны можно повесить географическую карту России, с правой – эпиграф, в середине – портреты 5 декабристов. С правой стороны доски сделать записи:
Учитель: - Ребята, скажите, что объединяет все эти записи с правой стороны доски? - Кто такие декабристы? С каким событием в истории они связаны? (это первые русские революционеры). - Что вам известно о событии, которое произошло 14 декабря 1825 года? (учащиеся отвечают). - Послушайте историческую справку об этом событии. 1 ученик: О коротком зимнем дне 14 декабря 1825 года написано очень много и самими декабристами, и очевидцами, и Следственной комиссией, и за 1,5 века – многими историками. Восстание на Сенатской площади было подавлено, к вечеру лежало убитыми более 1200 человек. Сотни погибли, пытаясь по разбитому ядрами льду уйти на другой берег Невы. Ночью, при свете костров, полиция “хоронила” убитых и тяжелораненых, спускала под лед. А на площадь везли снег – засыпать, быстрей скрыть кровавые следы жестокой расправы. (демонстрируется кадр, где изображено восстание, из диафильма или через кодоскоп открытка, на которой изображено восстание). Учитель: Итак, 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге вышел цвет русской нации. Это были люди не просто образованные, а одаренные, которые проявили себя не только в политике, но и в литературе, искусстве. Имена которых, несмотря на то, что прошло более 180 лет со дня этого события, мы вспоминаем и поныне. С 14 декабря в Иркутске проходят декабристские чтения, так как здесь проживало около 50 декабристов, которые сыграли огромную роль в культурном развитии этого края. И пророчески звучат слова Вильгельма Кюхельбекера (читается эпиграф):
И мы будем надеяться, что именно сейчас, на стыке 2-х веков, в начале 3 тысячелетия, Россия, действительно, процветет и восстановит свое былое величие. - Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока: Муза свободы. - Что означает слово “муза”? (ответ учащегося из домашнего задания) - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о поэзии декабристов). - И не только, мы сегодня сможем убедиться в том, что декабристы были людьми разносторонне образованными. Более половины из сосланных писали стихи, прекрасно играли на музыкальных инструментах, рисовали гравюры и портреты своих друзей, т.е. были великолепными художниками. Мы сегодня услышим ту музыку, которую они сочиняли, играли, пели. 2-й ученик: Сегодня мы вспоминаем имена людей, решивших ценою своей жизни “купить” первую попытку для свободы России. Вот они: (каждый ученик называет одно имя): Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев, Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Муравьев-Апостол, Федор Глинка, Владимир Раевский, Николай Бобрищев-Пушкин, Яков Толстой, Николай Чижов, Николай Бестужев, Василий Ивашев. Другой ученик добавляет: “И ещё 120 человек”. (фамилии написаны на планшете) - Бросается в глаза тот факт, - с удивлением замечали современники, – что большинство участников русской революции “обладало поэтическим даром”. 3-й ученик: Действительно, ни одно другое революционное движение не было так принципиально одухотворено поэзией. В самом деле, среди опасных заговорщиков, чьи портреты вы здесь видите, крупнейший поэт-декабрист Кондратий Рылеев. Рылеев был болен, когда за ним пришли его товарищи, он поднялся, одел шинель. Следом за ним шла жена с пятилетней дочерью на руках, умоляя не выходить никуда. Но он, собрав свои душевные силы, вышел из дома, оставив на пороге шинель, упавшую с плеч. Это Рылееву, его перу, принадлежит стихотворение, написанное за год до восстания: 4-й ученик:
5-й ученик: Поэтическим даром обладал и Сергей Муравьев-Апостол, возглавивший восстание Черниговского полка вместе со своим братом. Он участник войны 1812-1814 годов, во время подавления восстания был тяжело ранен в голову, содержался в Петропавловской крепости и повешен 13 июля 1826 года. Из его стихотворений дошло лишь одно на французском языке. (Свет выключается, зажигаются свечи). Выразительное свидетельство того, что значили в ту пору стихи, оставил в одном из своих позднейших писем декабрист Михаил Лунин. 6-й ученик: (инсценировка: парта, стул, полумрак, гусиное перо, листок бумаги, чернильница). Пишет и говорит: “Когда… умолкал шум цепей и затворов на противоположном конце коридора. Одну ночь я не мог заснуть от тяжелого воздуха в каземате, от насекомых и удушливой копоти ночника, - внезапно слух мой поражен был голосом, говорившим следующие стихи: 7-й ученик: (читает приглушенным голосом, во мраке):
6-й ученик: - Кто сочинил эти стихи? – спросил другой голос. 7-й ученик: Сергей Муравьев-Апостол. 8-й ученик: В тюремных камерах стали писать стихи многие из тех, кто никогда не подозревал до того в себе поэтического дара. Василий Ивашев. 9-й ученик: Рыбак
8-й ученик: Интересна судьба этого человека. В 1831 году на Петровском заводе декабристы отпраздновали ещё одну свадьбу: к Василию Ивашеву приехала невеста Камилла Ле-Дактю, по словам Марии Волконской, прелестное создание во всех отношениях (показать портрет работы Н. Бестужева. Она была дочерью гувернантки в доме Ивашовых и тайно любила сына хозяина. Но такой брак был невозможен. Теперь же, когда сын генерала, богатый помещик с будущим превратился в “государственного преступника”, лишенного всех прав, огромная разность социального положения не имела значения. Их брак оказался очень удачным. 10-й ученик: Вместе с Рылеевым на Сенатскую площадь вышли Александр Бестужев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский – известные поэты. На каторгу позже были осуждены более 10 поэтов, всего 120 человек: Инсценировка: немая сцена, звучит духовная музыка): в полумраке идут 3 заключенных, 2 из них – в черных рубашках, 1 – в белой. Впереди идет жандарм. На арестантах цепи. У двоих в черном в руках горят свечи. Жандарм: “Пошевеливайтесь!” Гаснут свечи. Луч фонарика из темноты выбирает того, кто стоит в белой рубашке (ноги расставлены, на руках цепи). Потом луч падает на женщину, она подбегает к нему, падает перед ним на колени, целует его руки. Секунда. Свет фонарика гаснет. 10-й ученик: всего 120 человек, из них более половины занимались литературной деятельностью. Учитель: - Скажите, какое литературное произведение мы называем басней? (ответ учащегося из домашнего задания) - Чем отличается басня от стихотворения? (моралью) - Что же такое мораль? (ответ учащегося из домашнего задания) 11-й ученик: (читает наизусть басню) Послушайте басню Бобрищева-Пушкина “Дитя и пятнышко”:
Учитель: Какова мораль этой басни? (ответ учащегося) 10-й ученик: Декабристы были очень образованными людьми, одаренными и очень талантливыми. Они владели не только иностранными языками, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах. 12-й ученик: А знаете ли вы, достопочтенная публика, кто автор слов известной народной песни? (звучит запись)
12-й ученик: Оказывается, автор этих слов Николай Глинка – активнейший деятель раннего этапа декабристов. В своих воспоминаниях Михаил Лунин писал: “….в числе осужденных были истинные музыканты и исполнители: Свистунов, Ивашев, Юшневский, Вадковский. Федор Вадковский превосходно играл на скрипке (ученик подходит к столу, берет скрипку, звучит скрипичная музыка). Свистунов – на виолончели, Александр Юшневский – на рояле. Верными себе остались они и в далекой Сибири, куда были сосланы после подавления восстания на Сенатской площади. 13-й ученик: Деятельность декабристов в области музыки адресовалась не только передовой части русского общества, но и более широким кругам. С концертами они выступали перед своими товарищами, местными жителями. Песни Шуберта и Мендельсона исполнял Александр Юшневский (звучит одна песня). В местах своего поселения они занимались педагогической деятельностью, создавали школы, в том числе и музыкальные. В Тобольске, например, школу посещали 90 человек. (показать картину: здание школы). В Петровске они создали хор, который пел и светскую и духовную музыку. В Минусинске хором руководил декабрист Свистунов (звучит пластинка с духовной музыкой). 14-й ученик: К числу декабристов причисляют (т.к. официально на суде не было доказано) автора, написавшего единственный в своей жизни роман, строки из которого стали крылатыми: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Счастливые часов не наблюдают”. - Кто автор? (А.С.Грибоедов) Послушайте романс Грибоедова (можно сыграть кому-то из учащихся или звучит пластинка) - Какое произведение называется романсом? (ответ учащегося из домашнего задания). Учитель: Среди портретов, которые вы видите на доске, есть портрет ещё одного человека. Кто он? И по праву ли занимает место среди декабристов? (сначала отвечают ученики, а потом вывод учителя). (А.С.Пушкин. Да, по праву, здесь, как раз изображен момент, когда Пушкин, находясь в Михайловском, сжигает свои записки, т.к. они могли умножить число жертв. Многие из декабристов были его близкими друзьями. В черновиках он несколько раз рисует виселицу с пятью повешенными. Под одним из таких рисунков написано: “И я бы мог…”) Сегодня мы с вами вспомнили лишь часть имен тех людей, чье выступление в далеком 1825 году стало искрой, от которой разгорелось пламя революционной борьбы в России. - Скажите, что это были за люди? (Умные, образованные, видевшие социальную несправедливость, пытавшиеся что-то изменить в жизни государства, даже ценою собственной жизни, талантливые, знавшие несколько иностранных языков, обладающие поэтическим даром). Учитель: Да, действительно, декабристы оставили след не только в истории, но и в музыке, литературе, педагогике. Музыка и поэзия слились у них в единое целое, помогая выжить в Нерчинском остроге и на поселении (показать по карте эти населенные пункты: Иркутск, Нерчинск, Тобольск, Минусинск, Туринск, Петровск). 15-й ученик: (на фоне духовной музыки звучит отрывок из поэмы К.Рылеева “Наливайко”:
Учитель: А сейчас давайте послушаем стихи декабристов. (стихи звучат на фоне духовной музыки). Учитель: Учитель подходит к выставке книг, перелистывая, дает их краткое содержание. - Давайте еще раз (по очереди) назовем имена людей, которые сложили головы за край родной или которые более 30 лет провели в Сибири. Сергей Волконский вернулся 70-летним глубоким стариком, это ему посвятил Н.А.Некрасов свою поэму “Дедушка”. А его жена, М.Волконская, возвратилась , когда ей было уже за 50. Но вернулись не все. Многие остались там навсегда. Именно им, женам декабристов, посвятил Н.А.Некрасов другую свою поэму “Русские женщины”. Итак, вот эти имена: (каждый ученик называет 1 имя): Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Одоевский, Александр Бестужев, Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Муравьев-Апостол, Федор Глинка, Владимир Раевский, Николай Бобрищев-Пушкин, Яков Толстой, Николай Чижов, Николай Бестужев, Василий Ивашев. Один из учеников добавляет: “Ещё 120 человек”. В конце 2 урока (30 минут) пишется эссе на тему: “Мои мысли о декабристах”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |