Преподавание литературы Урок "Певцы народной жизни"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 783 Ганеева Зухра Хасановна, преподаватель русского языка и литературы ТЕМА: Певцы народной жизни. (Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и Г. Тукая “Дача”). ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
ЭПИГРАФ: “ Я лиру посвятил народу своему” (Н.А.Некрасов) ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1. Сообщение темы и целей урока . - Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к творчеству великих русского и татарского поэтов с целью сопоставления стихотворений Н.А. Некрасова “ Размышления у парадного подъезда ” и Г.Тукая “ Дача ”. Выявить, с какой целью поэты обратились к теме крестьянства, провести параллели между образами крестьян. Поэтому работать мы будем рядами, разделившись на две команды. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ. -Приходилось ли нам встречаться с произведениями, в которых затрагивалась тема жизни крестьян? Кто является авторами этих произведений? Коротко расскажите о образах крестьян и их угнетателях. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА. 1. -Чтобы понять, с какой целью поэт обратился к написанию данной темы, нужно знать его биографию. Послушаем выступление учеников, противоположных команд.
Его отец, Алексей Сергеевич (портрет), небогатый помещик, выйдя в отставку, а он служил майором, вместе семьёй поселился в родовом имении Грешнево (стенгазета). Мать поэта, Елена Андреевна, нередко вступалась за крестьян, когда отец угрожал им расправой. Тогда доставалось и ей. В Грешнево, неподалёку от Волги, прошло детство поэта. Господскому сыну не разрешалось играть с крестьянскими детьми, но он убегал к ним через свою лазейку. Однажды он бродил по берегу Волги и вдруг услышал какие-то стоны. Вслед за тем он увидел бурлаков, которые стонали от невыносимо тяжёлой работы. Эта картина взволновала юного поэта до слёз. В этом впечатлительном мальчике появилась “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом. В 1832 году будущий поэт вместе с братом Андреем поступают в Ярославскую гимназию, но в 1837 Николай уходит из неё. Едет в Петербург с целью поступить в университет. В 1840 году с помощью друзей печатает сборник стихов “Мечты и звуки”. Знакомится с русским критиком В.Г. Белинским. В 1846 году Некрасов вместе с четой Панаевых едет в Казанскую губернию к помещику Григорию Толстому, который жил в деревне Ново – Спасское (ныне Алексеевский район). Раздобыв немного денег взаймы, Некрасов вместе с Панаевым берёт в аренду журнал “Современник”. В это же время он продолжает работать над темой тяжёлой жизни крестьянства. Пишет “Школьник”, “Забытая деревня”, “Несчастные”. Цензура стала строго следить за изданием “Современника”. Правительство решило уничтожить ненавистный журнал. В начале 50-х Некрасов сильно заболел – рак спинного мозга. Но он не теряет зря времени, а приступает к написанию поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. В свет выходит сборник “Стихотворения Некрасова” (1856 г.). 8 января 1878 года поэт скончался. В центре своего творчества Некрасов поставил крестьянина.
В 1895 году Тукай попадает в Уральск в семью сестры отца. Живёт вместе с прислугой. В этот период он зачитывается произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Толстого. В 1905 году поступает наборщиком в газету “Уралец”. Судьба родного народа, думы простых людей – вот что волнует его. В 1907 году возвращается в Казань. Ни на минуту не угасла вера Тукая в свой народ. В этот период он пишет “Гнёт”, “Дача”, “Осенние ветры”, “Чего не хватает сельскому люду?”. Нищета и голод, преследовавшие его в детстве, подорвали его здоровье. Тукай болен туберкулёзом. Но болезнь не остановила его. До последнего часа он писал стихи, статьи. 2 апреля 1913 года поэт скончался, так и не увидев результата революционной борьбы татарского народа. 1. Итак, подведём итог выступлениям. Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
Вопрос учителя: Итак, почему поэты обратились к теме крестьянства? 2. Слово учителя. - История создания произведения зачастую связана с каким-нибудь интересным фактом из жизни. Именно так произошло с написанием стихотворения Николая Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Послушаем эту историю от докладчика из 1-й команды. В 1860 году за границей в газете “Колокол” (показ обложки) впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был Герцен, сопроводил примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В газете стихотворение напечатано под названием “У парадного крыльца”. Толчком к созданию произведения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что пишет об этом его друг и помощник А.Я. Панаева: “Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через два часа он прочёл мне стихотворение “У парадного подъезда”. Просматривается диапозитив № 16 – Некрасов наблюдает сцену у парадного подъезда.
Ни на минуту не угасала вера Тукая в свой народ, в нём он видел свои идеалы, в нём черпал вдохновение. Думы народа, радость и горе заливали мир его поэзии. В 1911 году всё Поволжье охватил страшный голод. Основную причину голода поэт видел в том, что народ был ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением, можно было наблюдать в каждом порту, он заказывал себе целый пароход. Может быть Тукаю довелось наблюдать сцену, которую он опишет в стихотворении. 3. Команды задают друг другу вопросы по выступлениям:
5. Словарная работа. Слова записаны на доске. Прежде чем приступить к изучению произведений, мы должны усвоить значение некоторых слов, это необходимо для правильного понимания смысла. Каждой команде было дано задание найти в тексте непонятные слова и объяснить их значение противоположной команде.
Швейцар – сторож около входных дверей. Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна. Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ. Пилигримы – странники, путники. Харчевня – дешёвая закусочная. Лепта – здесь: мелкие деньги. Щелкопёр – бумагомаратель.
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Расфрантился – нарядился. Спесь – надменность, высокомерие. 6. Знакомство с произведением. Выразительное чтение чтецом из 1-й команды стихотворения Н.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. - Просмотр диапозитива к стихотворению Некрасова (крестьяне у парадного подъезда). Выразительное чтение чтецом из 2-ой команды стихотворения Г.Тукая “Дача”. 7. Костюмеры приготовили по одному костюму. Вам нужно отгадать, образ какого персонажа из стихотворения представлен перед вами.
8. Физ. минутка. 9. Анализ стихотворений.
1. Парадный подъезд в торжественные дни – (в обычные дни). Г.Тукай “Дача”. 1. Расфрантившийся богач – (угнетённый народ). 10. Юные художники представляют нашему вниманию свои работы. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. “Размышления…” и Г.Тукая “Дача”.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |