Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (литература+музыка) "Самая счастливая пора". Тема детства в искусстве второй половины XIX века
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература+музыка) "Самая счастливая пора". Тема детства в искусстве второй половины XIX века


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1806

Комаревцева Ольга Никифоровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  • анализ отдельных глав повести Л.Н.Толстого «Детство»;
  • знакомство с полотнами живописи, с музыкальными произведениями, рассказывающими о детстве;
  • воспитание нравственности, чувства любви к прекрасному;
  • работа над развитием речи учащихся.

Оборудование:

1. Портреты Л.Н.Толстого:

а) Портрет Л.Н.Толстого. И.Е.Репина (1887 г.);
б) Портрет Л.Н.Толстого. И.Крамской (1883 г.);
в) Портрет Л.Н.Толстого. Н.Ге (1884 г.);

2. Репродукции картин

1) В.А.Серов: «Девочка с персиками» (1887 г.); «Дети» (1899 г.); «Мика Морозов».
2) А.Г.Венецианов «Захарка» (1825 г.).
3) К.Брюллов «Всадница» (1832 г.).

3. Грамзапись: голос Л.Н,Толстого (обращение к деревенским ребятишкам).

4. Вернисаж детских рисунков.

5. Словарь: лелеять, самопожертвование, привязанность, бескорыстность, тщеславие, нравственность, сочувствие, вернисаж.

Ход урока

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?

Л.Н.Толстой

На уроке звучит музыка. Аккомпаниатор - учитель музыки.

1. Звучит музыка Фильда. На фоне музыки учитель литературы читает отрывок из главы «Детство» (повесть Л.Н.Толстого «Детство»)

2. Учитель литературы.

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь.

Детство – это настоящая, яркая, самобытная, неповторимая пора жизни. О времени детства можно хранить лишь светлые воспоминания и сожалеть о той свежести и беззаботности, которых лишён человек в последующие дни своей жизни. Детство – это счастливая пора человечества.

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке пойдет речь об этой удивительно счастливой поре в жизни человека. Мы обратимся к художественному произведению, к музыке, живописным полотнам, рассказывающим о детстве.

4. Работа с эпиграфом, запись темы в тетради.

- В мировой литературе страницы о детстве, написанные прозой, - это та же поэзия. Слова Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..» мы взяли эпиграфом нашего урока. Эти слова не только обогащают наше представление о том, каким должно быть детство, но и выражают грусть взрослых людей о невозможности вернуть, повторить эту прелестную пору в жизни человека.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока «Самая счастливая пора», эпиграф.

- Давайте себя проверим, знаете ли вы значения этих слов:

лелеять
привязанность
сочувствие
тщеславие
самопожертвование
нравственность
вернисаж

5. Учитель литературы.

Попытаемся мысленно вернуться в 1852 год. 24-летний Л.Н.Толстой закончил повесть «Детство». Он в то время служил в армии на Кавказе. Повесть была напечатана в самом передовом журнале того времени – в «Современнике». Из скромности Толстой подписал повесть только двумя буквами «Л.Н.».Редактор журнала (Н.А.Некрасов) отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания. Повесть получила высокую оценку и у других писателей и литературных критиков того времени. С большой теплотой о «Детстве» отзывался Тургенев, Герцен, Гончаров, Чернышевский. Её полюбили читатели, и Толстой сразу занял место в ряду лучших русских писателей.

6. Работа над повестью «Детство».

- Вы уже прочитали повесть «Детство» Толстого. Вам известно, что в повести много автобиографичного. Но повесть не является автобиографией писателя. Это художественное произведение, в котором обобщено удивительное и услышанное писателем, - в ней изображается жизнь ребёнка старой дворянской семьи первой половины XIX века.

Главный герой повести Николенька Иртеньев. Вместе с ним вы радовались и огорчались, разделяли с ним мысли, чувства, переживания, и у вас , безусловно, сложилось определенное мнение.

- Что вы можете о нем сказать?
- Какими чертами характера наделил его автор? (Гл. XXVII)
- Да, верно подметили. Он старается всё время разобраться в своих поступках, в своих чувствах. В его детский мир, светлый, наполненный любовью и радостью, часто врываются и огорчения. Николенька страдает, когда замечает в себе дурные черты: неискренность, тщеславие, бессердечность.

- Правдивость моих слов давайте подтвердим текстом «…Я не переставал плакать и был грустен,…заглушало во мне истинную печаль». Как стыдно было вспоминать Николеньке о своей злобе к доброй, любившей его Наталье Савишне! Он не мог себе простить и того, что вместе с братом Володей, мальчиками Ивиными смеялся над бедным Иленькой Грапом и обижал его, что, желая привлечь внимание Сонечки, он с насмешкой рассказывал о добром Карле Ивановиче, о том, какой он бывает смешной без красной шапочки и как он упал с лошади прямо в лужу.

Николеньку мучит оплошность, которую он допустил на охоте – спугнул и упустил зайца. «Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло», - подумал Николенька, услышав презрительное замечание охотника. Но детство есть детство. Быстро меняется настроение. Окончилась охота, только что Николенька был в отчаянии от своего промаха, а он сидит уже в тени молодых березок, играет в Робинзона.

Все доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки.

- Какое влияние на Николеньку оказывает Наталья Савишна? (Гл. ХIII « С тех пор как я помню…»; гл. XVIII «Я больше сочувствовал…»)

- С большой теплотой и мягким юмором Толстой изображает учителя Карла Ивановича. Вот он перед нами в красной вязаной шапочке с кисточкой и в пестром халате, с выражением доброты на лице. Рисуя подробно характер и внешние черты Карла Ивановича, Толстой создает незабываемый художественный образ учителя детей помещиков того времени.

- Каким вам он представляется (звучит музыка Фильда)

- Представить Карла Ивановича вам помогла и музыка. Поделитесь своими впечатлениями

(Чаще всего среди этих учителей попадались добрые, любящие детей люди, и дети привязывались к ним. Таким был и Карл Иванович…)

7. Звучит музыка. Бетховен. «Патетическая соната»

Учитель литературы на фоне музыки.

- Закройте глаза и прислушайтесь… И вы услышите мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом», - запишет в дневнике 80-летним стариком, за два года до смерти.

Все, знавшие Марию Николаевну, отмечают, что всю жизнь Льва Николаевича побуждало что-то тянуться к ней душой. А этим что-то и были её нравственные достоинства.

Чтение заранее подготовленными учащимися отрывков, посвящённых маме. (гл.II. «Так много возникает воспоминаний…ускользает от меня»; гл. XV «Все уже разошлись… слёзы любви и восторга»; гл.XI «Маман играла второй концерт Фильда…чего никогда не было» (Дети читают под живой звук музыки).

- Её горячая любовь к детям, к мужу, её нежность к ним, доброе, ласковое отношение к окружаюшим ,к слугам создают глубоко трогательный идеальный образ женщины и матери.

- Подрастая, Николенька начинает всё больше понимать, что в жизни нет безоблачного счастья, нет настоящей справедливости.

- Когда Николенька впервые начинает задумываться над этим?

- Дожив до глубокой старости, Толстой не переставал любить свое первое произведение. В 1908 г. он говорил: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства». И действительно, трудно назвать другое произведение русской и мировой литературы, в котором была так опоэтизирована, так овеяна радостными и вместе с тем грустными воспоминаниями самая ранняя пора жизни человека – его детство.

- Возвращаемся вновь к эпиграфу. Так в чём же счастье детства по Толстому? (Счастье детства по Толстому – свежесть, беззаботность, сила веры, невинная веселость и беспредельная потребность любви).

8. Прослушивание грамзаписи голоса Толстого.

- Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище. Жизнь и творчество Толстого – это целый мир, мир сложный, но какой прекрасный. Это целых полвека в русской литературе второй половины XIX века. И как волнующе и удивительно сегодня услышать голос живого Толстого. Благодаря труду ученых и особенно Ираклия Андронникова, мы услышим обращение Толстого к деревенским ребятам, которые пришли навестить больного учителя и писателя.

Звучит голос Толстого.

- Толстой произнес всего 4 фразы. Если вы были внимательны, то скажите, пожалуйста, что он завещал яснополянским детям. (Всегда делать людям добро).

- Да, в этих четырёх фразах оказалось то желание добра, которое мы ценим в великих художественных творениях Толстого.

9. Обращение к портретам Толстого.

- Учитель литературы.

Многолетняя дружба связывала Толстого с художниками, которые подарили нам его великолепные портреты. Перед нами галерея портретов писателя художников Крамского, Ге, Репина. Им удалось заглянуть вглубь сложной натуры Толстого и создать непревзойденные по силе и выразительности портреты писателя. Это уже зрелый писатель, автор великих творений, таких как «Война и мир», «Анна Каренина» и другие.

а) Рассмотрите портреты, отметьте общую деталь в изображении внешности.
б) Подумайте, какой вопрос ты задал бы писателю.

10. Творчество учащихся.

Звучит музыка П.Чайковского «Детский альбом».

Учитель литературы.

- Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубку, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали – он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас, порадовало и наших друзей.

Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем счастливых минут, когда восхищаясь, открывали для себя мир, предстающий перед нами во всем своём многообразии, как узоры калейдоскопа.

Так давайте с помощью этой игрушки вернемся на минуту в детство и побываем на вернисаже ваших рисунков, послушаем творческие работы.

(Звучит музыка П.Чайковского. Дети смотрят в калейдоскоп, передавая его друг другу, и рассказывают о своих рисунках, читают свои сочинения).

Учитель литературы.

Спасибо, ребята, вы просто молодцы. Не случайно на ваших рисунках такие чистые краски. Зелёные, яркие, как первая трава. Точно так же, без полутонов, видится в детские годы добро и зло.

В детстве или любят, или ненавидят, поступок может быть или хорошим, или плохим, а не средним. Да, немногим удается унести с собой из детства в юность и в последующие годы умение видеть красоту и сохранить свежесть чувств.

11. Работа с полотнами живописи. Учитель литературы.

К теме детства обращались и художники. Перед вами галерея портретов детей, принадлежащих кисти разных художников. Карл Брюллов «Всадница», В.А.Тропинин «Портрет сына», А.Г.Венецианов «Захарка» и портреты В.Серова «Девочка с персиками», «Дети», «Мика Морозов». На всех портретах милые, прекрасные, такие наивные и непосредственные, искренние лица детей.

Задержимся у полотен Серова. Художник глубоко понимал духовный мир детей и изображал их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов. Они пленят простотой, бесхитростностью, непосредственностью. На всех картинах неповторимая радость жизни.

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти портреты-картины?
- Какое появляется у вас настроение?

12. Рассказ заранее подготовленного ученика о картине В.Серова «Мика Морозов».

Учитель литературы.

- Серов создал много портретов своих современников. И посвящен этот портрет, наверное, всем детям. Потому что все дети , все ребята на земле не любят сидеть на месте и очень любят много знать.

13. Рассказ учителя о музыке, посвящённой детям.

Разговор ведёт учитель музыки.

14. Итог урока.

- Сейчас прозвенит звонок и позовет вас к другим делам и заботам. Но, завершая урок, хочу пожелать вам дружбы с великим писателем, глубокого непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам, которым поклонялся Толстой. А вам пожелать счастливого, прекрасного детства и как можно больше радостных и светлых воспоминаний из детства.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21