Преподавание русского языка
Урок-исследование "Притяжательные местоимения"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 923
Цайгер Ирина Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - Познакомить учащихся со смысловыми и грамматическими особенностями притяжательных местоимений, повторить такое языковое явление как инверсия;
- Развивать умение исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки явления, делать выводы; развивать языковое чутье;
- Воспитывать любовь к родному Астраханскому краю, к городу Астрахани, отметившему 450-летний юбилей, обращаясь к произведениям поэтов-астраханцев как материалу для лингвистического исследования.
Учебник: «Русский язык» 6 класс, под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А., Москва «Дрофа»2000 г. Оборудование: листы с дидактическим материалом, таблица (на доске). Ход урока. I. Орфографическая пятиминутка (задание на доске). Проб_раешься по узкой тропинк_, в осенн_ю (не)нас(?)ную пору, звуки пастуш(?)его рожка, восхищаеш(?)ся чудес(?)ной картиной, разд_ваться в вечерн_м воздух_, насл_ждаться птич(?)им пением, ле_к_м лебяж(?)_м пухом, горяч_ летн_ со_нца. - Обозначьте орфограммы. - Найдите притяжательные прилагательные. Каковы их отличительные признаки? - Что обозначают? - На какие вопросы отвечают? - Как изменяются? II. Повторение. - Что такое местоимение? - Как изменяются местоимения? - Чем могут быть в предложении? III. Определение цели. - Мы изучаем часть речи – местоимение. - Задача нашего урока: повторить сведения о притяжательных прилагательных, исследовать особенности притяжательных местоимений, установить их сходства и различия с притяжательными прилагательными. А материалом для нашего исследования будут служить строки из стихотворений поэтов-астраханцев о нашем крае, о нас. IV. Итак, первое задание для исследования. Лист 1. 1) Страна предутренней прохлады … Так это ж мой лебяжий край. Волго-Каспийская Эллада, Живой, невыдуманный рай. С.Танюшкин 2) Астрахань, Астрахань, Белый мой город, Я связан навеки с твоею судьбой… Люблю земляков речь, Грусть нежных разлук, радость встреч… И в лотосном нашем краю Тебе этот вальс я дарю. В.Ерофеев 3) Танцуют ивы на заплесках, На расшалившейся волне, На кронах заревые блестки, А уж в моих зрачках - вполне… С.Танюшкин 4) Века летят быстрее бега динго, Найдя забвенье в мареве реки. Цветет мой лотос – пламенный фламинго, Расправив свои крылья – лепестки. Г.Подольская 5) Волну за волной, Как строку за строкой, Норд-вест настилает на берег. - Скажи, побережье, ты любишь покой Иль шквалами жизнь свою меришь? Б.Шаховский 6) Старый город. Мне другого и не надо Лишь бы видеть твой загар. Видеть пестрые Исады И Татарский твой базар. Знал «Вулкана» я барокко, И «Модерн» знал, и «Олимп». Сердце я свое до срока Здесь любовью опалил. Ю.Кочетков 7) Не ведал ни счастья, ни ласки Наш город, дремавший в пыли. И только манящие сказки О нем по России плели. Б.Шаховский ВСПОМНИ ! Инверсия – обратный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный смысл. - Выпишите из стихотворений, помещенных на I листе, словосочетания. <------------ х | местоимение + существительное | - Примечание. Что такое инверсия? в моих зрачках | | свою жизнь | мой город | | свой листья | моих земляков | | свое сердце (В.п.) | наш город | | твой загар | в нашем краю | | твой базар | | | с твоей судьбой | Сравни: этот вальс | | | - На какие вопросы отвечают эти местоимения? - Какое местоимение не отвечает этому условию? - Определите грамматические признаки каждого местоимения, его синтаксическую роль. Сделаем выводы : притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? и т.д., изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением. V. Второе задание. 1) Ах, какая луна за околицей, Как колдует баянная рать! Если сердце От счастья расколется, Я не стану его собирать. Из его неприметных осколков В очень дальний отсюда год На одном из вечерних просёлков, Может, песню Мой внук подберет. Б.Шаховский 2) Я лишился привычного лика, Как родителя вновь потерял, Перестала манить ежевика, И её ствол упавший примял. С.Танюшкин 3) Полынью синею голубит… И хоть жарки её дары, Так жарко астраханцы любят, И так тепло от той жары! Г.Подольская 4) А где же тропы у причала? – Репейником все поросло… Да и бударок уж не стало - Их половодьем унесло?! С.Танюшкин 5) Бакен. К якорю прикованный, не сетуй: Твой неподвижный быт – не их вина, Безопасный путь им посоветуй, И тебе помашут из окна. Б.Шаховский 6) Я от него пошел день ото дня, А море шло, и шло, и шло за мною. М.Луконин 7) Белый Кремль астраханский – Вечности часы, Сердцу трепетно и жарко От его красы. - Выпишите из стихотворений словосочетания по колонкам. <--------- х | | х ---------> | местоимение + существительное | | глагол + местоимение глагольная форма | Сделаем вывод (справка на стр.228) - К какому разряду относятся местоимения 2-го столбика? - Какую роль выполняют в словосочетаниях 1-го столбика? - Какова их синтаксическая роль? В чем различие? - Понаблюдайте за изменением личных местоимений с предлогом. Занесите наши наблюдения в таблицу. Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их. Личные местоимения | Притяжательные местоимения | 1. Отвечает на вопросы косвенных падежей. 2. В предложениях являются дополнением. 3. После предлога появляется начальная буква «н». - Спросил его - Спросил у него | 1. Отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи? 2. В предложениях являются определением. 3. После предлога начальной «н» нет. - Спросил его отца - Спросил у его отца | VI. ЗАПОМНИ! Их сын, их дом (не «ихий» !). VII. Обобщите все полученные результаты, сделав морфологический разбор. Белый мой город, я связан навеки с твоею судьбой. В.Ерофеев - (С) твоею (судьбой)
- Н.ф.-
- Постоянные признаки –
- Непостоянные признаки –
VIII. Заключительный этап. - Учимся употреблять притяжательные местоимения в тексте. Напишите сочинение – миниатюру или несколько предложений на тему «Мой край». Д.з. п.44 упр. 517 Используемая литература. 1. "Где Волга прянула стрелоую..." (Астрахань поэтическая), Астрахань, 1995 г.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|