Преподавание литературы Философские проблемы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 853 Ишкова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма проекта: урок-размышление. Обучающие цели: Создать условия:
Развивающие цели: Создать условия:
Способствовать расширению общекультурных и филологических знаний учащихся. Воспитательные цели:
Оформление доски:
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, текст отрывка произведения для чтения по ролям, карточки (вопросы для работы над романом), вопросы для домашнего задания, запись телефильма В. Бортко по роману на DWD-диске, аудиозапись с музыкальным фрагментом (Ф.Шуберт). Перед уроком учащиеся рассаживаются группами по 3-4 человека в каждой; готовят тексты произведения, рабочие тетради, листы бумаги, ручки. Ход урокаI. Мотивационно-целевой этапОргмомент. 1. Приветствие, объявление темы урока и комментарий к ней. (Cлайд №1, №2) Ученики записывают в тетради тему урока. (Cлайд №3) 2. Формулируются цели: рассмотреть философские проблемы романа; выявить авторскую позицию в отношении творчества и творца; уяснить нравственные уроки М.Булгакова. (Cлайд №4) Учитель объясняет пути достижения целей: – Мы поработаем с эпиграфами, выясним их смысл; восстановим в памяти события финальных глав романа, прослушаем выразительное чтение диалога двух героев и обсудим проблемные вопросы в группах; обобщим философские проблемы произведения в связи с судьбами главных героев. II. Организационно-деятельностный этап1. Проверка домашнего задания. Учитель: – Где происходят события последних глав романа “Мастер и Маргарита”? Что происходит с героями в финале? (Cлайд №5) Двое–трое учеников кратко пересказывают главы 29, 30,31,32. Учитель: – Кто и по чьей просьбе определил судьбы Мастера и его возлюбленной? Трое учащихся читают по ролям отрывок из главы 29 (диалог Воланда с Левием Матвеем) стр.332-333. (Cлайд № 6) Учитель: – Какие два ключевых понятия проявляются в диалоге? (Cлайд № 7) 2. Работа в группах. Учитель предлагает для работы в группах проблемные вопросы, на которые ребята должны найти ответы в процессе совместного обсуждения: (Cлайд № 8) Покой – это наказание или награда? Почему Мастер не заслужил света? Добро или зло несёт Воланд в человеческий мир? Почему Воланда нельзя назвать однозначно отрицательным героем? Какие качества ему присущи? Сравните жизнь М. Булгакова и его героя – Мастера. Что общего у них и чем отличаются два писателя? Учащиеся получают вопросы на карточках – по одной на каждую группу, совместно обсуждают, ищут ответ на вопрос, давая возможность высказаться каждому, делая пометки на черновых листках; формулируют развёрнутый ответ и выбирают выступающего, который представит в устном ответе точку зрения группы. 3. Выступление представителей групп с развёрнутыми ответами Представители от каждой группы дают ответ на проблемный вопрос, подтверждая правильность выбранной точки зрения перечислением нужных эпизодов, цитатами из текста. Учитель вместе с классом выслушивает выступления представителей групп; при необходимости уточняет, корректирует ответы. 4. Составление схемы философских понятий романа. Учитель: 1) – Обратимся к словарю и выясним определения слов: “милосердие”, “возмездие”. Подготовленные ученики, работавшие дома с Толковым словарём, объясняют смысл заданных слов: Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания; человеколюбие. Возмездие – расплата, кара за преступление. (Cлайд № 9) 2) – Давайте подведём итог тому, что мы узнали и поняли в отношении основополагающих для М. Булгакова понятий: “добро” и “зло”, “свет” и “тьма”, “Сатана” и “Бог”. Построим в тетрадях схему этих понятий. – Сколько частей будут включены в схему? Что будут представлять собой эти части, какие слова разместим в каждой из них? (Учитель чертит на доске схему, используя ответы учащихся). Ребята изображают в тетрадях схему расположения уравновешивающих друг друга понятий положительного и отрицательного характера (одновременно с учителем, рисующим схему на доске). 5. Обобщение. Учитель: – Как взаимосвязаны и уравновешены добро и зло? Возмездие и милосердие? Какое отношение к этому имеет понятие “ справедливость”? Учащиеся дают ответ, ориентируясь на схему, и вписывают в неё слово “справедливость”. (Cлайд № 10) – Как это всё соотносится с судьбами героев романа? – Как связаны эпиграфы к уроку с авторскими установками в произведении? Ученики отвечают, называя Мастера и Маргариту, которые по просьбе Иешуа обретают покой. – А судьбы героев “ершалаимских” глав встраиваются в нашу схему? Кто эти герои? (Cлайд № 11) – За что и какую кару понёс прокуратор Понтий Пилат? (Cлайд №12) 6. Просмотр фрагмента телефильма В. Бортко “Мастер и Маргарита” – финал (видеофрагмент – Cлайд № 13) . Перед просмотром 1 ученик сообщает подготовленную информацию о времени создания фильма, режиссёре и актёрах, исполняющих роли булгаковских героев. Учитель: – Удалось ли режиссёру отразить философский смысл этого эпизода романа? Учащиеся делятся своими впечатлениями. 7. Прослушивание аудиозаписи. Учитель: – Воланд, напутствуя главного героя, говорит ему: “Неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?” Послушайте фрагмент музыкального произведения этого композитора. (Cлайд № 14) – Какое настроение навевает мелодия? Школьники прослушивают аудиозапись, отвечают по желанию. 8. Учитель: – Как мы уже сказали, М.Булгаков, в отличие от своего героя – Мастера, даже в условиях многолетней травли остался верен себе, своему писательскому предназначению. (Cлайд №15) – Как относится автор к своему герою? Осуждает ли М. Булгаков сломленного, измученного Мастера, отрёкшегося от своего гениального романа? Почему? Можно ли назвать М.Булгакова писателем-гуманистом? III. Рефлексия. Обращение к эмоциональной и интеллектуальной сферам личности учащихся.(Cлайд № 16) Учитель: – Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что понравилось? Что стало более понятно для вас теперь в романе М.Булгакова? Ученики отвечают. IV. Домашнее задание. (Cлайд № 17)Учитель: – Обобщая знания по произведению, составьте тезисы к одной из тем, напечатанных на листах для каждого из вас. Готовьтесь к сочинению по роману. (Cлайд № 18) Учащиеся получают темы, записывают задания в дневники. V. Оценки.Учитель объявляет и комментирует оценки, благодарит за работу на уроке, подписывается в дневниках. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |