Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Антонимы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 718 Якунина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: усвоение нового лексического понятия - антонимы. Формирование умений:
Ход урока
1. Индивидуальная работа: 1) Синтаксический разбор предложений у доски.
2) Словарная работа. Ст..дион, ч..мпион, тр..нер, р..зультат, п..рад. 3) Фронтальный опрос
4) Проверка заданий у доски с элементами беседы.
Демонстрируется портрет писателя. 2. Работа с классом. 1) Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к предложениям. 2) Какой темой объединены словарные слова?
VI. Объяснение нового материала.
- А какими кажутся люди, которые находятся рядом с дядей Степой?
(противоположное). 3. Сообщение темы урока и цели урока.
Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Антонимы (анти – “против”, оним – “имя” (греч.)) – слова, противоположные по лексическому значению. Наша с вами задача научиться правильно употреблять антонимы в речи, выяснить их роль. Давайте поиграем вначале в игру “наоборот”. Слушайте внимательно. Выпишите антонимы, выделите орфограммы: в корне, определите части речи. Образец: И нам с тобой
Скажу я слово
Скажу я слово
Скажу тебе я слово
Теперь
Дети делают вывод: – Антонимы принадлежат к одной части речи. 4. Фрагмент мультфильма “Три поросенка”, где звучит песня “Нам не страшен серый волк”. Задание детям: подобрать антонимы к слову “старый” 5. Работа с таблицей.
Вывод? – Многозначные слова могут иметь разные антонимы V. Закрепление нового материала. 1. Работа с учебником. упр. 674 по вариантам – проверка по цепочке Свежий хлеб – черствый
Легкий труд – тяжелый
2. Ребята, правильно ли употреблены антонимы: Вера, 3 года. Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается: – Я уже старенькая, прыгать не могу! Внимательно оглядела маму: – Нет, мамочка, ты новенькая. Антоша, 4 года. – Мама, а что это такое? – Проигрыватель. – А почему проигрыватель? – Потому что пластинки проигрывает. – А кто выигрывает? 3. Творческая работа. Вы научились использовать антонимы. Давайте поиграем в игру “Феи и колдуньи”. У вас на партах один и тот же отрывок из сказки С. Михалкова “Праздник непослушания”. Стр. 60. 1 вариант – добрые феи. 2 вариант – злые колдуньи. Подберите к выделенным словам такие антонимы, какие бы употребили ваши герои. По два человека зачитывают полученные тексты. VI. Итог урока: Что называется антонимами? Их роль. К каким частям речи принадлежат они? Многозначные слова имеют одни и те же антонимы? Все ли слова имеют антонимы? VII. Тестирование Найти неверно составленную пару антонимов: 1 вариант
2 вариант
Найти однокоренные антонимы: 1 вариант
2 вариант
Найти глаголы – антонимы, образованные при помощи приставок: 1 вариант
2 вариант
Найди слово, которое не имеет антонима: 1 вариант
2 вариант
Вставь подходящий по смыслу антоним: 1 вариант
2 вариант
VIII. Домашнее задание (на выбор учащихся).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |