Преподавание литературы Чтение наизусть. Конкурс чтецов "Поэзия русской зимней природы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1280 Винник Елена Викторовна, педагог дополнительного образования Цели:
Задачи:
Оборудование: 1. Аудиозаписи: - П. Чайковский “Январь” (из цикла “Времена года”); - Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”; - Л. Моцарт “Катание на санях”. 2. Репродукции, иллюстрации с изображением зимней природы. 3. Компьютер (презентация). Ход занятия I. Организационный момент. Звучит музыка. (Вивальди “Зима”: Allegpo). Педагог читает стихотворение:
- Здравствуйте, ребята! Вот так неожиданно, со стихов и музыки, мы начинаем наше занятие. II. Подготовка к занятию. - Изменилось ли настроение у вас после прослушивания музыки и стихотворения? - Ответы детей. - Скажите, какие картины возникли в вашем воображении? - Ответы детей. - Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
- Ответы детей. - Вы уже догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока – “Поэзия русской зимней природы”. (Слайд 1). Я вас приглашаю в гости к зиме. III. Беседа - Любите ли вы зиму? Почему? Замечаете ли вы, как красиво зимой?! - Ответы детей. - Послушайте, как описывает зимний лес И. Соколов-Микитов: “Красив, чудесен зимний лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей…” Как красиво, волшебно! Неправда ли? Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года и называли её то ласково, то строго. Давайте вспомним как? (Гостья, чародейка, волшебница, рукодельница; лиходейка, злюка и т. д.). А может быть, вспомните названия произведений о зиме и авторов? - Ответы детей. – Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи) - Какими средствами пользуются поэты и писатели для создания своих образов? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись т.д.). Для чего эти средства авторы используют? - Ответы детей. - Каждый из вас к занятию выучил стихотворение о зиме. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца и посмотрим, как вы научились правильно читать наизусть. А наши гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас сегодня будет лучшим чтецом и получит главный приз. Но вначале проведём небольшую речевую разминку. Для чего её нужно проводить? (Работу по развитию четкости произношения начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат). IV. Речевая разминка. 1. Прочтите слова, чётко выговаривая звуки. Снегом, забелело, пеленою, одело. (Карточки со словами раздать). – Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково) – Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма) – Все ли слова мы произносим одинаково? – А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация) 2. Отгадайте загадку.
– А сейчас попробуйте прочитать эту загадку, произнося её восторженно. (Какая чудесная зима!) – А если её произнести с удивлением? (Зима прилетела?) - Скажите, о чём нужно помнить при прочтении текста наизусть? - Ответы детей. (Интонация, чёткость, громкость, тон и т.д.). V. Чтение наизусть. А сейчас мы послушаем несколько стихотворений о зиме.
- Скажите, что вам больше всего понравилось в этих стихотворениях? Спасибо всем ребятам за стихи, а мы пока прервёмся и поговорим о живописи и музыке. VI. Просмотр презентации, прослушивание музыки (слайды 2-8). - Наше сегодняшнее занятие посвящено удивительному, прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля и т.д. Зима вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её. Знаете ли вы, какой голос у зимы? Он тихий, мягкий, когда падает снег большими хлопьями. Грустный, когда сильный мороз, леденящий ветер и т.д. Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года" и посмотрим на картины природы. К каким стихотворениям подошли бы эти фотографии, произведения живописи и музыки? Почему? Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка? - Ответы детей. VII. Беседа. - Приходилось ли вам когда-нибудь кататься в санях по зимнему лесу? Какие чувства у вас при этом возникали? А тем, кто никогда не катался на санях по зимнему лесу, я предлагаю прослушать стихи и музыку и представить всю красоту зимней природы (слайды 19-25). VIII. Чтение наизусть.
XIX. Беседа. - Какие картины природы вы увидели? Как в этом вам помогала музыка? - Какие явления природы можно наблюдать зимой? – А что же ещё красивое, необычное наблюдаем зимой? Снежинки. – Что такое снежинки? – На что они похожи? (Слайды 26-28 ) - А сейчас давайте послушаем одно стихотворение о снежинке. X. Чтение наизусть. К. Бальмонт “Снежинка”. XI. Слово педагога. - Да, хорошо зимой! Как красиво, необыкновенно! Сейчас мы послушаем ещё стихи и попытаемся подумать о том, как разным авторам удаётся так красочно изобразить зиму. XII. Чтение наизусть.
XIII. Обсуждение. - Ответьте на вопрос, заданный вам перед прочтением стихотворения. - Ответы детей. - Какие забавы и игры обычно готовит нам зима? В какие игры зимой любите играть вы? - Ответы детей. - А теперь мы с вами послушаем стихотворения о зимних забавах. XIV. Чтение наизусть.
XV. Подведение итогов. - Сегодня мы услышали много стихов о зиме, зимней природе. Вы увидели много изображений зимних пейзажей, послушали музыку разных композиторов. Что их всех объединяет? - Трудно ли быть поэтом? Почему? - Все ли могут быть поэтами? Почему? - Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (Красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой) - Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия перед тем, как жюри объявит результаты нашего конкурса? - Ответы детей. XVI. Итоги конкурса (объявляет жюри, вручает призы). XVII. Домашнее задание. - Попытайтесь дома самостоятельно или с помощью взрослых сочинить стихотворение или загадку о зиме. Либо нарисуйте что-нибудь на данную тему. ПРИЛОЖЕНИЕ (презентация) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |