Преподавание литературы Литературная гостиная по теме "Творчество писателей XIX века"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1081 Аптина Лариса Юрьевна, учитель-дефектолог; Руденко Галина Геннадьевна, учитель начальных классов Цель: Прививать интерес к чтению художественной литературы. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, магнитофон, иллюстрации из произведений писателей, костюмы и реквизит для сцен из произведений. ХОД УРОКА Введение Все действие происходит на фоне тихой музыки. На сцену выходят два ученика и читают наизусть стихотворение. (Слайд №1. Презентация) 1 ученик:
2 ученик:
Уважаемые коллеги, ребята! Сегодня мы пригласили Вас в литературную гостиную, чтобы поговорить и вспомнить творчество писателей XIX века. Начало XIX века часто называют золотым веком нашей поэзии, но нередко так характеризуют и всю литературу этого столетия. Посмотрите внимательно на портреты писателей. Эти лица, их глаза могут рассказать о многом. Отправляясь в эпоху XIX века вы еще ближе познакомитесь с жизнью и творчеством великих русских писателей того времени, увидите отрывки из их произведений. Иван Андреевич Крылов Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич Пушкин Лев Николаевич Толстой Антон Павлович Чехов 1. Выходят два ученика 5 класса. (Слайд № 2) Биография Ивана Андреевича Крылова Первый ученик: “Дедушка Крылов” — так ласково и почтительно прозвали читатели великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его басни, которые Гоголь назвал “Книгой мудрости русского народа”, вошли в нашу жизнь, в нашу речь, как и народные пословицы и поговорки. Ваня Крылов родился в семье армейского офицера 2 февраля 1769 г. в Москве. В 1774 году отец вышел в отставку и поселился в Твери. Первоначальное образование будущий баснописец получил дома под руководством своей матери Марьи Алексеевны, женщины доброй и умной от природы. Отец как умел следил за воспитанием сына, водил его иногда на литературные вечера, которые устраивалась в одном из тверских учебных заведений... Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно он учился всему. Усердно занимался он итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить. Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень понравилась... Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него ничего не осталось, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Второй ученик: Зимой 1782 года Крылов с матерью и братом Левушкой переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Жить было ещё труднее, чем в Твери, но Крылов нашел в Петербурге то, о чем мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался. Когда умерла мать и ушел из жизни горячо любимый брат Крылова, для него начались годы странствий: он жил в Москве, Нижнем Новгороде, на Украине, жил в городах, помещичьих усадьбах. Первый ученик: Шли месяцы, годы. Крылов продолжал трудиться, писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды решился он показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Дмитриев пришел в восторг от басен, он понял, что в этом признание Крылова. Сначала его басни стали появляться в журналах. Затем выходили книги басен. Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: “Ведь звери мои за меня говорят”. Второй ученик: 2 февраля 1838 года торжественно отпраздновалось 50-летие литературной деятельности Крылова. Такого великолепного зрелища, каким явился юбилей Крылова, ещё не знала литературная Россия, В приветственной речи Жуковский сказал: “Наш праздник есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым, чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет” Первый ученик: 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Он прожил 75 лет. Инсценировка басни “Ворона и лисица” (обучающиеся 5 класса). 2. Выходят два ученика 9-го класса. (Слайд № 3) Жуковский Василий Андреевич 1 ученик. Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, недалеко от Тулы. Он был сыном богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, которую назвали русским именем Елизаветы Дементьевны. Фамилию и отчество поэт получил от усыновившего его бедного помещика Андрея Григорьевича Жуковского, проживавшего в семье отца, где мать будущего поэта находилась на положении служанки. Позднее он писал в своем дневнике: “Я был один, всегда один...” Учился Жуковский сначала в Туле, а затем в Москве, в пансионе при Университете. Через три года он заканчивает обучение с золотой медалью. Ещё учеником В. А. Жуковский переводит стихи и баллады известных английских поэтов. Его стихотворения появляются в печати. С 1815 года Жуковский живёт при царском дворе, где служит воспитателем будущего царя Александра II.Добрый, честный, отзывчивый, Василий Андреевич располагает к себе людей, помогает многим писателям, которые в этом нуждаются. Он вызволяет из ссылки А. С. Пушкина, спасает от крепостной неволи известного украинского поэта и художника Т. Шевченко, просит царя смягчить наказание декабристам. В одном из писем к своему знакомому А. С. Пушкин восторженно писал о Жуковском: “Что за прелесть его небесная душа! Он святой!” 2 ученик. Произведения В. А. Жуковского адресованы и взрослым, и детям. Для детей он писал сказки: “Жаворонок”, “Котик и козлик”, “Птичка”, “Кот в сапогах”, “Мальчик-с пальчик”. Эти произведения он написал для своих детей—Александра и Павла, которые родились и выросли в Германии.. И так же, как в сказках, сочиненных народом, в литературных сказках В. А. Жуковского добро побеждает зло, скромность и трудолюбие торжествуют. Умер поэт в Баден-Бадене (Германия), похоронен в Петербурге. Инсценировка В.А. Жуковский “Три пояса” (обучающиеся 9 класса). 3. Выходят ученики 8-го класса (слайд № 4, 5). Творчество Александра Сергеевича Пушкина, М.Ю. Лермонтова Первый ученик: Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных было трое детей. В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети пробовали сочинять стихи. Второй ученик: Пушкины жили весело и открыто. Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет десяти, со смуглым личиком, не скажу чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. За детьми ходила няня Арина Родионовна — крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, сказок ‚была замечательной рассказчицей. Первый ученик: Незаметно прошло детство, и вот Пушкину уже двенадцать лет. Его родители хотели для своих сыновей блестящей карьеры. Именно поэтому они отдали своего старшего сына в закрытое учебное заведение - Царскосельский лицей. Отныне лицей заменит ему дом, семью. В Лицее Пушкину всё давалось легко, но учился он неровно: успешно занимался историей, языками, литературой, а математические науки его не увлекали. Второй ученик: В Лицее Пушкин встретил товарищей, которые, как он, интересовались литературой, писали стихи. У Пушкина страсть к поэзии появились очень рано. И сверстники, и взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин – талант. Он видел и слышал то, чего обыкновенные люди как бы не замечают. Иногда встречают это в стихах – тогда узнают. Восхищённый Жуковский пишет: “Чудесный талант! Какие стихи!” Первый ученик: Вскоре Пушкин становится одним из лучших русских поэтов того времени. Он повсюду читает свои пламенные стихи. Слух о “вольных стихах” и эпиграммах Пушкина, которые получали всё большее распространение и “везде ходили по рукам”, дошёл до властей. Александр I, взбешенный деятельностью Пушкина, его популярностью, намеревается сослать его в Сибирь. Ссылку в Сибирь заменяют ссылкой на южную окраину России (1820). Затем его переводят в Одессу, а в 1824 году в усадьбу его отца в Михайловское. Там он много работал, а вечерами, когда завывала вьюга он снова, как в детстве, слушал нянины сказки, песни. (Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин “Няне”) Второй ученик: А друзья, какие были у него друзья!.. Спасали, верили, любили, приезжали в ссылку. (Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин “Пущину”) Первый ученик: 14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Пушкин тяжело переживал судьбу своих друзей. (Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин “Во глубине сибирских руд”) Второй ученик: Через несколько месяцев поэту разрешается вернуться в Москву. Прямо с дороги, измученный, грязный стоит он перед царем и на вопрос царя, принял ли бы он участие в восстание, прямо и с гордостью отвечает: “Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём” Но декабристы не приняли Пушкина в тайное общество потому, что берегли его как выдающего поэта, который действует как нельзя лучше для “благой цели”. Первый ученик: Москва восторженно встретила Пушкина. Не было, казалось, человека, который не стремился бы увидеть Пушкина. В эти годы Пушкин много работает, готовит к изданию новые произведения (Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкин “Я Вас любил”) Второй ученик: И ещё он ценил честь и достоинство. И не считал, что если у кого-то царский или генеральский мундир, то эти люди важнее других, без мундиров. Один, в офицерском мундире, принялся ухаживать за его женой, Натальей Николаевной. Он был француз, служивший при русском дворе, по фамилии Дантес. Наталья Николаевна была очень красива. А Пушкин – нет. И Дантес решил, что не может красивая женщина любить некрасивого поэта. Пусть лучше полюбит его красавца француза. Он плохо разбирался в особенностях русской жизни. И не дано ему было понять, в чью судьбу он решил вмешаться столь легкомысленно и зло. Его поведение было оскорбительно для Пушкина и для Натальи Николаевны. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Первый ученик: Поэт ничего не сказал своей любимой Наташе, чтобы не волновать её. Сел в карету и отправился на Чёрную ручку. Там было место дуэли. Дуэль состоялась. Дантес выстрелил в него. Рана оказалась смертельна. Второй ученик: В 1837 году 20 января в третьем часу дня по Петербургу разнеслась весть о смерти Пушкина. День был пасмурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей всех возрастов и всякого звания... женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях. У подъезда была огромная толпа. За окнами первого этажа, завешанными густыми занавесями, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубокого горя входили люди в маленькую скромную квартиру Пушкина. Многие плакали – все понимали, что случилось страшное, непоправимое несчастье: погиб великий поэт России, её гордость и слава. А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи: (Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтов “Смерть поэта”) Первый ученик: Казалось, нельзя было сильнее, лучше выразить безграничную любовь народа к убитому поэту и страстную ненависть к его убийцам. Под стихами была подпись: Лермонтов – новое незнакомое имя. Мало кто знал, что корнет лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов пишет стихи, что он автор таких стихотворений, как “Парус”, “Кавказ” и других. (Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтов “Парус”) 4. Выходят два ученика 7 класса. (Слайд №6) Л.Н.Толстой. Биография 1 ученик. Недалеко от Тулы, в усадьбе Ясная Поляна, родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Мать Льва Николаевича умерла рано, он знал её только по рассказам родных. В семье, Кроме Лёвушки, было три брата и сестра. Воспитывала всех дальняя родственница семьи Толстых Татьяна Александровна Ергольская. По словам Льва Толстого, именно ей он обязан тем, что научился относиться ко всем людям мягко, внимательно и приветливо. Он записал в своём дневнике: “Тётенька Татьяна Александровна удивительная женщина. Вот любовь, которая выдержит всё... Она прелесть доброты”. 2 ученик. Такие же добрые чувства питал мальчик и к Прасковье Исаевне - крепостной крестьянке, живущей с семьёй Толстых в Ясной Поляне. “Чудесное создание была эта старушка, вспоминал позднее Л. Н. Толстой. Она не только никогда не говорила, но и не думала о себе. Вся жизнь её - любовь и самопожертвование”. 1 ученик. В 1851 году Л. Н. Толстой уезжает на Кавказ. Там идёт тяжелая война с горскими народами. Л. Н. Толстой участвует в военных походах, командует орудием. Дважды его представляют к награде и офицерскому чину, но он так ничего и не получает. Здесь, на Кавказе, Л. Н. Толстой начинает писать свои первые произведения. В некоторых его повестях рассказывается о борьбе русских войск с горцами. Одним из таких произведений является повесть “Кавказский пленник”. В основу этой повести положены рассказы русских солдат и офицеров, которые побывали в плену у горцев. Л. Н. Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их пребывания в плену. 2 ученик После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой, он отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей. Для них были написаны сказки и истории, среди них “Три медведя”, “Филиппок”, “Кавказский пленник”, “Муравей и голубка”. Сам Толстой преподавал историю в Яснополянской школе. 10 ноября 1910 г. ушел тайно, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, по дороге простудился и умер на станции Астапово. Инсценировка отрывка Л.Н.Толстой “Кавказский пленник” (сцена прощания) (обучающиеся 7 класса) 5. Выходят два ученика 6 класса. (Слайд №7) Биография А.П.Чехова 1 ученик. Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге в 1860 году. Он рос, когда крепостного права уже не существовало, но его традиции ещё прочно держались в жизни. Хозяин лавки бил безнаказанно мальчиков, которые работали на него, учитель грубо издевался над учениками, родители пороли своих детей. Несмотря на суровость отца, семья жила дружно. Когда выпадало свободное время, каждый занимался тем, к чему имел способности. У Антона Чехова было выдающееся от природы актёрское дарование. С помощью незаметного грима он мог до такой степени изменить своё лицо, что даже близкие люди не узнавали его и по целым часам беседовали с Антоном как с незнакомым человеком. 2 ученик. Любили дети слушать и рассказы матери. Она умела это делать интересно. Евгения Яковлевна рассказывала о своём детстве, о тяжести крепостного права. Мать внушала детям любовь и уважение к бедным людям, ко всем вообще беззащитным существам: к маленьким птичкам, животным и даже к сорванным цветам. 1 ученик. Детство Антона Павловича кончилось рано. Торговля отца совсем перестала ладиться. Он вынужден был всё продать и уехать в Москву, где в это время уже учились старшие сыновья. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. Шестнадцатилетний юноша стал работать, давая уроки детям богатых. Нужны были деньги, чтобы жить, платить за обучение, помогать родным, которые в Москве очень нуждались. После окончания гимназии Чехов тоже уезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Здесь он начинает писать маленькие юмористические рассказы. Сначала в этих рассказах по-доброму описывались смешные истории, которых так много было в запасе ещё у Чехова-гимназиста. 2 ученик. В 1884 году Антон Павлович окончил университет и начал работать в подмосковной больнице. Но по-прежнему его главным трудом была литература. За короткую жизнь им было написано много замечательных произведений. Среди них рассказы, повести, пьесы. Его называют не только русским писателем, но и писателем с мировым именем, творчество которого известно повсюду Инсценировка рассказа А.П. Чехова “Ванька” (обучающиеся 6 класса) Заключение: 1 ученик.
2 ученик.
3 ученик.
Все: До новых встреч! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |