Преподавание русского языка Преподавание русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1041 Жмакова Оксана Вениаминовна, учитель русского языка Цели:
Оборудование: Записи на доске, индивидуальные карточки № 1, 2, 3, 4., тест по теме: “Загадки”, деформированный текст, текст с пропущенными словами, картинка Снегурочки, учебник чтения, карточки со словами на данное правило. I. Организационный момент.Прежде, чем начнём урок, давайте разомнёмся. Я прочитаю один раз десять пар слов, попытайтесь их запомнить. Затем, я говорю слово из пары, вы другое: Утро – ужин II. Слово учителя:а) Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок русского языка и чтения, как один большой урок, взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный. б) Показываю карточки:
– Какое задание я могу предложить? – Какие согласные буквы пропущены? – Прочитай слово, чётко называя сомнительную согласную. – Какова задача нашего урока? (научиться подбирать проверочные слова для парных звонких – глухих согласных на конце и в середине слова) III. Тема урока.Итак, тема урока “Правописание звонких глухих согласных в словах”. Работая над этой темой, мы будем постоянно обращаться к разным жанрам произведений. – А какие жанры вы помните? Карточки: загадка, песенки, потешка, стихи, сказка, рассказ, повесть. IV. Чистописание.1. Дата, классная работа. 2. Показываю: б, в, г, ж, з. – Что за ряд согласных букв? – Какой буквы не хватает? (парные звонкие согласные, не хватает буквы “д”) 3. Запишите их красиво вместе с недостающей буквой. 4.Допишите их пару. – В какую группу можно объединить написанные буквы? 5. – Что вы знаете о правописании этих согласных? (чтобы правильно написать парные звонкие – глухие согласные на конце слов и в середине, нужно подобрать проверочное слово с гласным после сомнительной согласной) V. Повторение. Выделение общих признаков, свойств языкового явления.1. – Как нужно изменять слово для проверки парных согласных? (Карточка: один – много, по вопросам. Например.) – Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово? (Карточка: однокоренные слова.) 2. Моделирование способов проверки парных звонких – глухих согласных в словах. а) Возьмите карточку №1. (Приложение 1) Прочитайте текст. – Из какой сказки эти строки? (р. н. ск. “Снегурочка”) – Какие времена года описываются в этой сказке? – В какое время года появилась Снегурочка? Как? (зачитать по карточке) – В какое время года Снегурочка стала печальной? – А в какое время года она пропала? Как? б) Пользуясь карточкой “Способы проверки парных согласных”, выполните задание. Проверка: зачитать. – Какое правило использовали для проверки? в) – Где и когда вы ещё встречались со Снегурочкой? (Другие сказки, новогодний праздник, ёлка) – Какой вы представляете Снегурочку? (Снегурочка – юная девушка, красивая, милая) – Какой можно назвать её? (Скромной, доброй, ласковой, весёлой.) Судьба Снегурочки связана с временами года. VI. Работа с загадками.1. Тест по теме: “Жанры произведений.” (Книга “Тесты. Чтение.” стр. 15-16.) А сейчас давайте вспомним какие ещё бывают жанры в литературе. (Загадки, рассказы, стихи, песенки – зрительная зарядка. Находят глазами.) Возьмите карточку №2, (приложение 2) прочитайте тему, раздел. Задания нужно выполнять молча, самостоятельно, не мешая другим. Читаем первое задание. Обведите кружком правильный ответ. (Затем второе задание) Самопроверка: правильный ответ – б), 1. Карточки даю дифференцированно. 2. Письменная работа. а) Отгадайте загадку. Что это? По каким признакам узнали? Напиши отгадку. 1 человек у доски. Подбери проверочное слово, запиши. (Мороз – морозы, морозов, на морозе, морозец) б) Выборочный диктант. Карточка №3. (Приложение 3) Прочитайте загадку. Что это? По какому признаку узнали? 1 человек у доски. Выпишите слова с парными согласными. Подберите проверочные слова. (Снег – снега, на снегу, снеговик. Лёд – льды, льдов, на льду, ледок, ледяной.) в) Работа с деформированным текстом. Составьте предложения с этими словами: мороз, снег, лёд, так чтобы получился связный рассказ. (Приложение 4) 1. Пришла зима. Ночью был сильный мороз. На воде появился гладкий, прозрачный лёд. Выпал пушистый снег. 2. Мороз и холод. Снег покрыл землю. Лёд сковал реки, пруды, озёра. 3. Зима. Летит пушистый снег. Стоят морозы. Лёд сковал реки. (Предложения написаны не по порядку) – Как думаешь, какое предложение будет 1, 2, 3, 4? – Спишите получившийся рассказ в тетрадь. Озаглавьте его. Проверка: чтение рассказов. Карточки диф-но. VII.Работа со сказкой. 2-й урок1.Послушайте сказку про Х. Н., который является любимым героем многих народов. – Почему Ходжа Насреддин принял такое решение? 2.Словарная работа. Харчевня – закусочная с дешёвыми и простыми кушаньями. Сума (из сумы) – сумка Достаточно Трапеза – приём пищи, еда. Трактирщик – хозяин трактира. Ходжа Насреддин 3. Тихое чтение учащимися. Карточка №4 4. Работа по содержанию. – Что сделал бедняк, проходя мимо харчевни? – Почему трактирщик потащил бедняка к судье? – Как звали судью в городе? – Что сделал этот судья? (зачитай) – Что ответил Х.Н. на вопрос трактирщика: “Что это значит?” (Зачитать) 5. Чтение по абзацам. (2 гр., инд-о) 6. Целостное чтение. (1 группа) 7. Работа с карточкой №4. Выполните 2 задание карточки. – Прочитайте 1 столбик. Кто это? (Главные герои) – Какие действия они совершали? (2 столбик) – Соедините прямой линией, какое действие кому подходит. – А теперь самостоятельно дайте характеристику каждому герою, тоже соединив прямой линией. Решите кто мудрый, простодушный, жадный. Проверка: зачитать. 8. – Как бы вы озаглавили эту сказку? Справедливый VIII. Письменная работа.– Что нужно делать, чтобы правильно написать слова с сомнительной согласной? а) Прочитайте 1 абзац сказки. Вслух. б) Выберите слова с сомнительной согласной. Запишите их в столбик. Зачитайте их. 1 человек у доски. в) Подберите к ним проверочное слово. Предлагаю карточки – подсказки. Проверка: по доске. г) – Чему учит эта сказка? (Не быть жадным, помогать друг другу, быть добрее, быть справедливым) IX. Работа с учебником (смотрю по времени)1. А теперь вспомним тексты, которые читали на уроках чтения. В каком произведении осуждается обман двух мальчиков? (“Витя Малеев в школе и дома”.) – Какой урок можно извлечь для себя из прочитанного отрывка? 2. Выборочное чтение и нахождение слов с парными согласными. а) На стр. 64 найдите абзац, который находится ниже середины листа и начинается после слов: “Ну, не болен, и всё!” б) Прочитайте. 1 человек. в) Назови слова с парной согласной, которую необходимо проверить. Зачитайте. (Эти слова на доске: Шишкин, равно, вылез, вниз, ребята) Подбери к ним проверочное слово, используя правило. (На доске – шишечка, равен, вылезать, внизу, ребята.) г) Домашнее задание. Спишите в тетрадь этот абзац. К словам с сомнительной согласной запишите проверочное в скобках. Стр. 64. Проверка по рядам. Х. Игра “Цветик – семицветик”И в заключении проведём игру. Прошу выходить, брать лепесток любого цвета, вставлять пропущенную согласную в слове, если правильно, то прикреплять к сердцевине цветка. – Что нужно сделать, чтобы понять, что согласную вставил правильно? (Лепестки: бровь, гриб, ягодка, глазки, сапожки, скрип, коляска; рыбки, дождь, рот, берёзка, пловцы, нос, пирожки.) Ну, вот у цветка появилось семь лепестков. – А какую сказку этот цветок напоминает? Автор? – Чему учит эта сказка? XI. Итог.– Как нужно изменять слова для проверки парных согласных? – Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово? – Какие жанры произведений вспомнили? – Что взяли для себя из прочитанного? Оценки. Физминутки по ходу урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |