Преподавание литературы Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4704 Малышева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Образовательные:
Развивающие: Воспитывающие:
Задачи урока:
Оборудование: Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.” Практическая значимость и актуальность: Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной. Структура урока:
Ход урокаЗвучит народная музыка. Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1. Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме. -Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников). Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2. Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3. Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами. Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы. Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4. (Ученик читает вслух). -Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников). Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках. Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5. Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым. Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6. (Ученик читает вслух). А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7. Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег. Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8. Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием. Ребята, предлагаю вам творческое задание. 1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др. 2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. 3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9. Молодцы! Физкультпауза “Что за золото пословицы русские!..” А.С.Пушкин Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах. Пословица
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения. - Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников). Следующее задание “Объясни смысл пословицы” Береги платье снову, а честь –смолоду. Ученье- красота, неученье – простота. Чему учился, тому и пригодился. Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят) Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12. А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы. Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету). Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13. Молодцы! “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..” А.С.Пушкин. Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка. Поговорка
Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15. Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.
Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17.(Ответы учащихся). Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.
Итог урока. Оценки за работу. Домашнее задание на выбор:
Звучит народная музыка. Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20. Спасибо за урок. См. приложение 1. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |