Преподавание русского языка Использование ИКТ на уроках русского языка в 7-м классе. Разработка урока по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1138 Охрименко Елизавета Аполлинарьевна, учитель русского языка и литературы Цели: образовательные: 1) знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; 2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; 3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; 4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; развивающие: – развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей; воспитательные: – формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу. Тип урока: комбинированный. Оборудование: 1. Компьютер, PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефедоя 7 класс”. 2. Мультимедийная установка. 3. Таблицы. 4. Карточки – таблицы. 5. Тесты. План урока:
Ход урока:I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя:– Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческой разминки “Наречия о музыке” 1. Звучит музыкальный фрагмент – 1-2 минуты. Учитель тихонько говорит: – И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне… 2. Написание учащимися мини-сочинения – 2-3 минуты. 3. 2-3 ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки сами учащиеся (отмечаются положительная динамика в работах, удачное употребление наречий). Вопрос учителя: – Вы видите, что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче, выразительнее. Какие слова классиков уместно вспомнить, прослушав мини-сочинения? 1-2 ученика приводят высказывания Гоголя Н.В.: “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”; Паустовского К.Г.: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, шум и тень садов, неясность сна”. Ответы оцениваются учащимися (фактические ошибки, выразительность, эмоциональность) Делается вывод о роли наречий в русском языке: Наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и “живописуют” глаголы. III.Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовенку Кузе. – Стук в дверь. Учитель спрашивает: – Кто бы это мог быть? Открывается дверь, заходит Кузя. – Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”! Отличница Настя восклицает: – Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие”! – Есть ли у вас отличники? Настя: – Конечно есть. Я отличница! Кузя: – У меня к тебе серьёзное дело. Настя улыбнулась: – У тебя все дела серьёзные, рассказывай. Кузя: – Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, – важно говорит Кузя. На экране появляется заявление Кузи. Заявление. Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч. Домовой Кузьма. Настя: – Ты откуда про домофон узнал? Кузя: – Это мне домовой из двенадцатой школы рассказал. Ну, так как, ошибок много? – Предостаточно! – сказала Настя строго. – Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком. – Ага, понял. Врач и лужа – тоже существительные, значит, я правильно написал. – А вот и неправильно, – возмутилась отличница. – Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце. – Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора. – Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь. Учащиеся в это время распределяют слова, в которых Настя нашла ошибки, в соответствующие графы таблицы и делают исправления цветным фломастером в тексте заявления, которое находится у каждого на парте. IV. Повторение
Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
“МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ” Новый материал изучается по программе КМ “Русский язык 7 класс” (урок 24) В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору. Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ. Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова– исключения НАСТЕЖЬ. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_. Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет – поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ – не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком. Образец рассуждения по первому правилу Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком. Образец рассуждения по второму правилу Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике. Работа с учебником – читается материал параграфа 44, дается 2 минуты для заучивания наизусть, организуется парная работа по проверке нового материала Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся. Слово учителя: – Правило о правописании мягкого знака на конце наречий занимает особое место в системе нашей орфографии. Во-первых, потому, что после шипящих на конце наречий мягкий знак пишется традиционно, не имея поддержки в фактах современного языка. Во-вторых, потому, что рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить (на доске магнитами прикрепляются слова на карточках) Навзничь Данные слова всегда являются типичными наречиями, поясняющими глаголы и отвечающими на вопрос КАК?. Наречие НЕВМОЧЬ приближается к категории состояния и является частью устойчивого сочетания – ему стало невмочь – следовательно, отдельно на вопрос не отвечает. Слово ПРОЧЬ часто употребляется не в качестве наречия, а в роли предложного сочетания, требующего вместе с предлогом ОТ родительного падежа. Что касается слова ЛИШЬ, то оно вообще не бывает никогда наречием, а только союзом или частицей. Работа с толковым словарем по значению наречий (можно использовать электронный словарь энциклопедии КМ) Учитель: Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, если использовать. 1. считалочку: Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь, Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь. (Считалочка повторяется вслух вместе с детьми) 2. Алгоритм рассуждения по применению правила: Учитель: – Для автоматического применения правила на письме нужно потренироваться. Выполнение тестовых заданий в приложении КМ “Русский язык 7 класс” – 2-3 учащимися (приложение №1) Остальным учащимся предлагается выполнить тест для закрепления материала заранее подготовленный учителем. (приложение №2) Выводы:
А еще мы помогли домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении. Давайте завершим правку заявления Кузи. На экране появляется заявление, в котором отличница Настя исправляет ошибки в наречиях. Учащиеся проделывают эту работу в заявлениях, лежащих на партах. Кузя: -Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет. VII.Домашнее задание: параграф 44, написать мини-сочинение о Винни-Пухе (создателю которого, Алану Александру Милну – английскому писателю, завтра, 18 января, исполняется 125 лет со дня рождения.). Использовать изученные наречия. Список использованных источников.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |