Преподавание русского языка Секреты синтаксиса и пунктуации. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1194 Неретина Ирина Моисеевна, учитель русского языка и литературы Знаки ставятся по силе разума. М.В.Ломоносов Цели урока: 1) обобщить знания о синтаксисе и пунктуации; П о в т о р и т ь: союзы, некоторые виды орфограмм. Ход урокаI. ОРГМОМЕНТПомните, на одном из уроков литературы мы говорили с вами о книге К.Г.Паустовского “Золотая роза”, которая раскрывает тайны писательского мастерства? Сегодня я подробно перескажу вам ещё один эпизод из этой книги. Писатель Андрей Соболь принёс в редакцию рассказ, интересный по теме, но написанный путаными, какими-то раздёрганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Один из корректоров, тонко чувствующий русский язык, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. “Я прочёл рассказ, – пишет Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова… – Это чудо!– сказал я. – Как вы это сделали? – Да я просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫВерная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил синтаксиса и пунктуации, но и проникновения в секреты их использования. Тема нашего урока – “Секреты синтаксиса и пунктуации”. Сегодня мы обобщим наши знания по синтаксису и пунктуации. Запишите тему и эпиграф к уроку. III. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО1) Работа с термином “пунктуация”.
Знаки препинания
Вы, конечно же, знаете, что в стране пунктуации главный знак препинания, царица пунктуации – точка. Напомню вам один секрет. В переводе с латинского punсtum и значит “точка”. (Кстати, пунктуальный и точный – синонимы.) Вы скажете: “Да подумаешь, точка. Уж что-что, а точки-то я всегда расставлю”. А сейчас посмотрим. (Учителем читается с неверными интонациями стихотворение, записанное на доске.)
2) Работа с термином “синтаксис”.
Улыбнулись со(н,нн)ые2 б…рё…ки, ра…тр…пали2 ш…лк…вые1 косы.
3) Графическое обозначение терминов. Так как сегодня мы говорим о секретах синтаксиса и пунктуации, давайте раскрывать эти секреты дальше.
Эти маленькие секреты помогут нам выполнить следующее задание. Итак, следующий вид работы – ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Предложения вы не записываете, только составляете их схему на доске и в тетради. 1) Осторожно ветер IV. СВЯЗЬ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ С МОРФОЛОГИЕЙС синтаксисом и пунктуацией очень дружны другие разделы науки о языке. Обратим внимание на секрет дружбы синтаксиса и пунктуации с морфологией.
Сегодня мы пополним нашу копилку подчинительных союзов. Чтобы отгадать кроссворд, нужно в предложениях заменить точки подходящими по смыслу подчинительными союзами, а затем вписать вставленные союзы в соответствующие клетки. 1. Надо хорошо трудиться, ………… потом повеселиться. 2. У него правая рука не знает, ………… делает левая. 3. Ребята сказали, ………… завтра не будет занятий. 4. Часто терпит пораженье самый храбрый адмирал, ………… место для сраженья неудачно он избрал. (Б.Заходер) 5. Резвитесь, мыши, ………… кот спит. 6. Мама придёт, ………… солнышко взойдёт. 7. Пришлось идти с родителями в гости, ………… мне не хотелось. 8. ………… идёт дождь, мне бывает очень грустно. 9. Мой папа не понимает, ………… мне может нравиться эта музыка. 10. “………… я была царица, – говорит одна девица, – то на весь крещеный мир приготовила б я пир”. (А.С.Пушкин)
V. ИТОГ УРОКА.А теперь посмотрим, как мы можем использовать полученные знания. Поможет нам КОНСТРУКТОР, который я для вас придумала. Только вместо блоков и кубиков “ЛЕГО” мы поработаем с единицами синтаксиса и пунктуации. На каждую парту раздаётся конверт с разноцветными карточками. Приложение 1. Из них конструируются:
Учитель: Хочется думать, что поиски секретов пунктуации и синтаксиса не прошли для вас бесследно, что потихоньку исчезает ваша неуверенность при встрече со знаками препинания, и вы с удовольствием ставите запятые, точки, тире, вопросительные и восклицательные знаки, составляете красивые предложения, делая свою письменную и устную речь богатой, ясной и выразительной. Если вам захочется продолжить путешествие в поисках секретов синтаксиса и пунктуации самостоятельно, советую вам прочитать книги:
VI. Домашнее задание:“Могущественная запятая” (Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему из 5-7 предложений). Напишите, в чём могущество запятой, в чём её сила? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |