Преподавание литературы
Особенности работы над художественным произведением на уроках литературы в специальном учебном заведении для детей с девиантным поведением
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1250
Климова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы Ни для кого не секрет, как бывает сложно пробудить интерес к чтению у современного подростка. А тем более, если этот подросток особенный, читать вообще не любит (а писать сочинения и подавно), в особенности серьёзные классические произведения, содержащиеся в программе для обязательного изучения в общеобразовательных школах. А программу «проходить» надо, и писать сочинения по прочитанным произведениям приходится. Столкнувшись с этой проблемой, я нашла, на мой взгляд, простой и достаточно эффективный выход, который уже опробовала на десятиклассниках. Например, при изучении творчества Ф.М. Достоевского и его романа «Преступление и наказание» наряду с анализом содержания художественного произведения, познакомиться с которым можно с помощью учителя (чтение ключевых эпизодов, пересказ отдельных сцен, комментирование прочитанного), или же посмотрев последнюю версию экранизации романа, предполагается изучение учебника. Учебник дети читать не любят, потому что, на их взгляд, написано много, скучно и непонятно. Но это «много, скучно и непонятно» можно превратить в «коротко и ясно», если предложить поработать над конспектом статьи учебника с использованием адаптированных заданий, поставить отметку за конспект и разрешить им пользоваться при написании сочинения. Пункты плана сочинения повторяют отдельные вопросы, по которым составлялся конспект, таким образом, учащиеся имеют возможность ещё раз повторить изученное произведение и самостоятельно написать достаточно объемный связный текст на заданную тему. Работа для наших «специфических» детей вполне посильная и понятная. А в качестве контроля полученных знаний можно использовать итоговый тест на знание текста, составленный на основе «Тестовых заданий по литературе для 10 класса» Н.В. Кашкевич. Предлагаемые адаптированные задания ориентированы на учебник «Русская литература 19 века» для 10 класса под редакцией В.И.Коровина (Москва, «Просвещение», 2003 год). В более поздних изданиях учебника могут не совпадать номера страниц, но названия статей те же, поэтому сориентироваться можно без труда. Работу по конспектированию можно проводить на уроке или во время самоподготовки в форме письменного задания или устного развернутого ответа. Самое основное, что, столкнувшись с необходимостью освоить большой объём теоретического материала, с помощью конкретных вопросов дети учатся выделять главное, находить конкретные ответы на понятно заданный вопрос. А это очень важно для наших детей – видеть достойный результат своей учебной деятельности. Ниже приводятся адаптированные задания для работы над статьями учебника, посвященными творчеству Ф.М.Достоевского, итоговый тест и план сочинения по роману «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский (cтр.155 – 164) - Где прошли детство и молодость Ф. М. Достоевского?
- Кем работал отец Ф. М. Достоевского, каков был его характер?
- Какова была натура матери Ф. М. Достоевского?
- Чем были наполнены годы детства Ф. М. Достоевского?
- Какие потрясения выпали на долю едва повзрослевшего человека?
- Куда в 1834 г. поступил на службу Ф. М. Достоевский?
- Назовите первый роман Ф. М. Достоевского.
- О чем громко «заговорил» герой Ф. М. Достоевского в этом романе?
- Как зовут главных героев романа «Бедные люди»?
- В какой форме создано это произведение?
- Кто оказал огромное влияние на молодого писателя?
- С кем познакомился Ф. М. Достоевский весной 1846 г?
- О чем спорила и что обсуждала молодежь, собиравшаяся в доме Буташевича-Петрашевского?
- О чем высказался и что делал на заседаниях кружка Ф. М. Достоевский?
- Куда заточили Достоевского в 1849 году?
- Сколько времени он провел в каземате?
- Что произошло 24 декабря?
- Каким наказанием заменили смертную казнь Ф. М. Достоевскому?
- Какую книгу подарили Ф. М. Достоевскому жены ссыльных декабристов?
- Опишите условия, в которых Ф. М. Достоевскому приходилось жить на каторге?
- Чем он занимался?
- Как ощущал себя Ф. М. Достоевский на каторге?
- Что последовало в 1854 и в 1857 г?
- Какие произведения были написаны Ф. М. Достоевским в 1861 и 1864 г?
- Над каким романом начал работать писатель в 1866 г?
Роман «Преступление и наказание» (cтр. 164-177) - На какой интриге основан роман?
- Что в романе держит в напряжении читателя?
- Чем является для Ф. М. Достоевского преступление?
- Что толкает, по мнению Ф. М. Достоевского, на преступление?
- Назовите две композиционные сферы романа.
- Где и когда происходят действия романа?
- Что это за эпоха?
- Найдите описание атмосферы летнего Петербурга? (стр. 166, 2 абзац)
- Кто является прямыми или косвенными участниками, свидетелями или противниками преступления?
- Перечислите в прямом смысле преступников и их преступления.
- Кто является центральным образом романа?
- Что собой представляет натура Раскольникова?
- Опишите его внешность, одежду, комнату, в которой он живет.
- Как поступает Раскольников с письмом матери?
- Продолжите фразу: « Письмо – …»
- Какая особенность творческого метода Ф. М. Достоевского ярко проявилась в «Преступлении и наказании»?
- Что это «грозное, ужасное и дикое в сознании героя»?
- Зачем Раскольников совершает убийство?
- В какую главную мысль верит Раскольников? (стр. 170, последний абзац).
- Что содержится в формулировке этой мысли?
- В чем состоит скрытая ловушка, страшная опасность демагогии Раскольникова?
- Что становится ясно из рассуждений Раскольникова?
- Каков второй важнейший мотив преступления?
- Что снится Раскольникову на каторге? Чем являются эти ночные кошмары?
- В чем заключается его суть?
- Какие ощущения испытывает Раскольников сразу же после убийства?
- Что оказывается неизбежным после преступления?
- Когда начинается освобождение Раскольникова?
- Кто становится человеком, способным понять Раскольникова?
- Что удерживает Софью Семеновну Мармеладову от самоубийства?
- В чем мудрость Софьи Мармеладовой?
- Каково последнее душевное движение умирающего Мармеладова?
- Кто среди второстепенных героев занимает важное место? Кто он, какой образ жизни ведет?
- Какова важнейшая черта Разумихина?
- Кто является настоящими, а не «книжными» хозяевами жизни?
- Что находится в арсенале борьбы Лужина за собственное процветание?
- Какой тип воплощен в образе Свидригайлова?
- Как закончил свою жизнь Свидригайлов?
- Какой благой поступок он совершил перед смертью?
- Кто такой Порфирий Петрович?
- Чем была в 19 веке Сенная площадь?
- Что делает на Сенной площади Раскольников?
- Какая религиозно–нравственная доктрина Ф. М. Достоевского остается в неприкосновенности?
- Что осталось «темой нового рассказа»?
- Назовите две критические статьи о романе, вышедшие в 1867 – 68 годах, и их авторов.
Итоговый тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 1. Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице? А) кольцо-подарок сестры Б) медальон матери В) единственный костюм Г) брошь матери 2. Какое событие явилось для Раскольникова решающим фактором, после которого составился план преступления? А) Письмо сестры, в котором она сообщает, что выходит замуж. Б) Встреча с Соней Мармеладовой. В) Подслушанный Раскольниковым разговор студента и офицера о старухе-процентщице. Г) Написание статьи о преступлении. Д) Потеря работы. 3. Что общего (трагического) увидел Раскольников в судьбе Сони Мармеладовой и будущем своей сестры Дуни? А) Обе они чувствительные, романтичные натуры, которые в современном обществе не могут быть оценены по достоинству. Б) Обе ради материального благополучия семьи продавали себя. В) Соня и Дуня обе любили Раскольникова. Г) Обе девушки были бедны и не имели шансов удачно выйти замуж. 4. Кто из героев романа помог детям Катерины Ивановны, определив их в пансионы и приюты? А) Раскольников Б) Соня В) Дуня Г) Разумихин Д) Свидригайлов Е) Лужин 5. С какой просьбой обратился Раскольников к Порфирию Петровичу во время первой их встречи? А) Найти убийцу старухи. Б) Вернуть заложенные старухе-процентщице вещи, которые он готов был выкупить. В) Прочесть статью Раскольникова о преступлении. Г) Посодействовать Раскольникову в устройстве на работу. 6. Какое оскорбление Дуне нанес Свидригайлов? А) Прилюдно назвал её воровкой. Б) Не заплатил за отработанное в его доме время. В) В присутствии матери и Раскольникова оскорбил Дуню. Г) Приставал к Дуне, когда та служила в его доме гувернанткой, пока жена Свидригайлова не выгнала Дуню. 7. О какой невесте мечтал Лужин? А) Об образованной, хорошо воспитанной, но непременно очень бедной, во всем от него зависящей. Б) О богатой, хорошо воспитанной невесте. В) О независимой умной женщине, способной оценить его достоинства. 8. Какое обвинение предъявил Лужин Соне на поминках Мармеладова? А) Утверждал, что Соня выпросила у него 10 рублей. Б) Рассказал, что Соня его оскорбила. В) Сказал, что Соня украла у него 100 рублей. Г) Утверждал, что Соня украла его золотые часы. 9. На какой вопрос хотел ответить Раскольников, убивая старуху, в чем он себя проверял? А) Сможет ли он спасти мир, уничтожив вредную, никому не нужную старуху. Б) Относится ли он к разряду людей исключительных, имеющих право на кровь по совести. В) Сможет ли он выжить в мире несправедливости. Г) Получится ли у него сохранить достоинство после преступления. 10. Каким образом Раскольниковвыразил свое преклонение перед Соней Мармеладовой? А) Он потребовал от окружающих уважать Соню. Б) Посадил её рядом со своей сестрой и матерью, поклонился ей. В) При всех Раскольников заявил, что Соня его невеста, он её очень любит. 11. Как складывалась до встречи с Дуней личная жизнь Свидригайлова? А) Свидригайлов был одинок. Б) Жил с женщиной, которая спасла его от долговой тюрьмы, терпел её капризы. В) Свидригайлов был неженат, вёл распутный образ жизни. Г) Был женат на мудрой и богатой женщине, которую очень любил, но через семь лет овдовел. 12. Как умер Мармеладов? А) Скончался после продолжительной болезни. Б) Бросился с моста в Неву. В) Умер в тюрьме, не выдержав тяжелых условий жизни. Г) Был раздавлен экипажем на мостовой. 13. Каким образом Соню признали невиновной, когда Лужин обвинил её в краже ста рублей. А) Лебезятников выступил свидетелем подлога Лужина и оправдал Соню. Б) Раскольников силой вынудил Лужина рассказать правду. В) Вызвали полицию, провели тут же расследование и уличили Лужина во лжи. Г) Лужин сам, пожалев Соню, отказался от своих слов. 14. В чем суть теории Раскольникова? А) Причина преступлений – человеческие страдания, поэтому надо наказывать не преступников, а тех, кто этих людей довел до отчаяния. Б) Вину за преступления несёт общество, потому что только среда может довести человека до такого шага. В) В исключительных случаях человек, который может в обществе сказать новое слово, совершить какое-то открытие, может позволить себе преступление, если его результат приведет ко всеобщему благу. Г) Общество должно провести реформу судебного дела, чтобы преступников-убийц приговаривать к высшей мере наказания. Только так, по мнению Раскольникова, искоренится преступность. 15.Почему Раскольников сказал, что он и Соня – преступники? А) Соня когда-то воровала, поэтому её тоже можно было назвать преступницей. Б) Проституцию он тоже считал преступлением. В) Раскольников считал, что Дуня покрывает его, зная, что это он убил старуху и Лизавету. Г) Раскольников совершил преступление, убив старуху, а Соня совершила преступление по отношению к самой себе. 16. Что собирался сделать на самом деле Свидригайлов, сообщая всем, что едет в Америку? А) Украсть Дуню и увезти её за границу. Б) Покончить жизнь самоубийством. В) Взять на себя вину Раскольникова и сознаться в убийстве, которое не совершал. Г) Тайно уехать в Сибирь и поселиться там в одиночестве. План сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» В чем суть преступления Раскольникова? 1. Вступление. - Автор и название произведения.
- На какой интриге основан роман?
- Назовите две композиционные сферы романа.
2. Основная часть. - Где и когда происходят действия романа?
- Что это за эпоха?
- Кто является центральным образом романа?
- Что собой представляет натура Раскольникова?
- Опишите его внешность, одежду, комнату, в которой он живет.
- Что это «грозное, ужасное и дикое в сознании героя»?
- Как и кого он убил?
- Зачем Раскольников совершает убийство?
- В какую главную мысль верит Раскольников?
- Что содержится в формулировке этой мысли?
- В чем состоит скрытая ловушка, страшная опасность демагогии Раскольникова?
- Что становится ясно из рассуждений Раскольникова?
- Каков второй важнейший мотив преступления?
- Какие ощущения испытывает Раскольников сразу же после убийства?
- Что оказывается неизбежным после преступления?
3. Заключение. - Что страшнее для Раскольникова: преступление или наказание?
- Как вы относитесь к поступку Раскольникова?
- Какую мысль хотел донести до читателя автор?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|