Преподавание литературы Урок-концерт "Мой Есенин"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1151 Фахретдинова Марьям Яруллиновна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающая
Развивающая
Воспитывающая
Оборудование: портреты поэта, литературные газеты, выставка отпечатанных семейных фотографий, отрывки из текстов стихотворений на доске, выставка книг; классическая музыка и песни на слова Сергея Есенина; слайды картин любимых поэтом художников: Шишкина, Левитана, Поленова и др.; тексты стихотворений на столах учащихся. Ход урокаОрганизационный момент. 1.Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, дети. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня урок - концерт, посвященный творчеству поэта Серебряного века - Сергею Александровичу Есенину. Итак, наш урок начинается.
1 ведущий:
2 ведущая: На душе светло... Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Стихи Есенина сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, слушать в них. 3 ведущий: Когда я взял сборник стихов Есенина и стал читать, я был поражён. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом в моей комнате и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли. 4 ведущая: Сейчас, в пору моей юности, они ещё ближе и понятнее мне. Наверное, оттого, что мне, как и ему, порой бывает очень трудно разобраться в самой себе и в жизни. Сама жизнь, которая давала ему вдохновение, давала и сомнения. А жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать, В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. Он говорит со мной и рассказывает о «костре зари», о «плеске волны», о «серебристой луне», о «необъятной небесной сини». Просто, гениально просто показана красота есенинского края, любовь его к родной земле. Когда я читаю его стихи, я учусь более внимательно смотреть на природу и начинаю лучше понимать её красоту, хотя у нас на севере она не такая броская и яркая. Так и хочется сказать словами Есенина: «задремали звёзды золотые», «улыбнулась солнцу сонная земля», « туча кружево в роще связала». 1 ведущий: Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека. 2 ведущая: Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни, Девочка-чтец:
3 ведущий: Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихов, в которых полное взаимопонимание природы и человека, я иногда ощущаю себе клёном, «что стоит, нагнувшись, под метелью белой». 4 ведущая: Но не только стихи о природе у истинно русского поэта мне нравятся. Нежные, искренние стихи о любви, в которых почтение и уважение к человеку, к девушке, к женщине утверждают в моей душе светлое чувство надежды на то, что есть ещё на земле настоящая любовь. Лирический герой его близок мне. Мальчик – чтец:
1 ведущий: Талантливо, откровенно, без утайки открывает поэт свои чувства любой. Выражать свои чувства он не стесняется, И в наиболее понравившемся мне стихотворении «Заметался пожар голубой ...». Есенин пишет о своей первой любви:
3 ведущий: Мечта о чистой, возвышающей человека любви была одним из сквозных мотивов лирики Есенина, затем она перешла » идеал первозданного, радостного, жизнетворящего чувства.
2 ведущая: Стихотворения Есенина о любви различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения заурядные, а в раннем творчестве -подражательные. Но все они для меня безгранично искренни, предельно чисты и большинство их пронизано той задушевностью чувств, которая отличает настоящую и вечную поэзию. 4 ведущая: Стихи Есенина обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Они учат любви, Есенин обладал всем этим в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи: с моими ровесниками, лично со мной. 1 ученица: Поэт Николай Рыленков писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и лирические стихи Есенина». 1 ведущий: Стихи о любви, написанные много лет назад, находят отзвук в сердцах наши современников, потому что «жажда человеческой нежности» - явление не преходящее, а только изменяющее свои формы. Чувства, излитые поэтом в стихах, сколь бы ни были они интимными, личными, принадлежат не ему одному - они становятся достоянием многих. Такова сила таланта этого русского поэта. Любовь к природе, к человеку - это первые проявления огромной любви Есенина к родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой родины. Девочка – чтец:
2 ведущая: Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Мальчик-чтец:
3 ведущий: Есенин, до конца дней своих считавший себя поэтом «золотой бревенчатой избы», в своих песнях о родине тяжело переживает крутую ломку старого крестьянского уклада жизни:
4 ведущая: Но поэт отнюдь не ограничивается оплакиванием патриархальной жизни, он от души приветствует новое время, новые перемены, новое поколение:
1 ведущий: Вера в нового человека, в его будущие дела неразрывно связана с верой в светлое будущее России, Родины. Ученик: «Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил сам поэт, - основное в моём творчестве - любовь к родине». 2 ведущая: Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней - всё, без неё - ничего. Всё может отдать великий поэт: дом, друзей, детей, женщину, может поступиться всеми человеческими привязанностями, от всего отказаться, но только не от родины:
3 ведущий: Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот большой красивый голубоглазый рязанский поэт. Но в жизни у каждого своя дорога. Талант мой, возможно, проявится в чём-то другом. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом! Заключительное слово учителя: Урок наш закончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни, написанные на его стихи. Смотрели замечательные картины наших великих художников. Спасибо ему большое за его прекрасное песенное творчество, за огромную его любовь к нашей любимой Родине - России. Спасибо всем за работу на уроке. Примечание. По ходу чтения отрывков из стихотворений звучат песни на слова одноимённых стихотворений в записи, проецируются слайды с видами села Константиново, Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |