Преподавание литературы
Андрей Платонов. "Юшка"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1318
Кузнецова Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (715,59 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: -работать с текстом А.Платонова «Юшка»; - углубить представление о платоновской «формуле жизни»; какими средствами это достигается; - работать над развитием монологической речи учащихся. Оформление: - стенд «Жизнь и творчество А.Платонова» - рисунки ребят к произведению «Юшка» Эпиграф: « Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник…» А.Платонов Ход урока Вступительное слово учителя: Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка». Мы углубим наше представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник». А что для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся) -Давайте вслушаемся в слова самого А.Платова. (слайд №1.2) Подготовленный ученик: Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков. Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время учёбы. Потом время работы. В лдно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую большую семью. И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей: и из всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно моё сердце. Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о красоте. Но для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник. Опрос.(слайд №3) -Итак, что же вкладывает Платонов в понятие человек? - Каждый ли из людей человек в платоновском понимании слова? -Если человек – это редкость и праздник, то о каком человеке пойдёт речь? -Легко ли быть нравственным человеком? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нравственным человеком, докажите, опираясь на рассказ Платонова о себе. (Самостоятельная запись в тетради.) (слайд №4) -Кого в произведении А.Платова «Юшка» можно назвать нравственным человеком? Почему?(слайд №5) -Запишите начало предложение и самостоятельно продолжите его: Рассказ А.Платонова «Юшка» о человеке, который… (запись и чтение своих предложений) Работа в творческих группах по вопросам: 1. Выделить основные композиционные части рассказа. (составление в виде плана с пояснениями) (слайд №6) 2. В чьём восприятии дан образ Юшки? Докажите. Как к нему относятся взрослые, дети, автор? (слайд №7) 3. Докажите или опровергните мнение Юшки «Народ меня без понятия любит». (слайд №8) Можно ли данный рассказ считать притчей? (слайд №9) 4. При помощи каких средств выразительности дан образ Юшки? (слайд №10) (Выписать эпитеты, метафоры, градацию) 5. Что принесла смерть Юшки людям? Докажите текстом. Встречали ли в литературе образы героев подобные Юшке? Выступление учащихся со своими ответами. Учитель: - Давайте ещё раз обратимся к тексту и подумаем: почему рассказ не заканчивается смертью Юшки? Для этого посмотрим инсценировку последней части рассказа. Девушка: - Здравствуйте! Вы хозяин кузни? Хозяин: - Я. Девушка: - Скажите, пожалуйста, а где мне Ефима Дмитриевича найти? Хозяин: - Какого Ефима Дмитриевича? У нас такого сроду тут не было. ( Молчание.) … Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он Дмитриевичем писался. Девушка: -Юшка (шепчет). Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Хозяин: -А вы кот ему будете? Родственница что ли? Девушка: -Я никто. Я сирота была, а Ефим Дмитриевич поместил меня маленькую в семейство в Москву, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла. Я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать. Скажите мне, где же он – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет. -Что показывает данный эпизод? Что же мог ответить хозяин кузни? (предположения ребят) -Кто эта девушка? Зачем она ищет Юшку? (Ответы учащихся) -Следовательно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви, сочувствия, сострадания может оказаться губительно. Вывод по рассказу: - Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой? Что значит его имя? Ефим – «благочестивый», Дмитрий –от имени древнегреческой богини плодородия –Диметры. (слайды №11,12) Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, -и, м. Кровь. Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться. Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший от дождя; «юша юшей» — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп, похлебка, навар из мяса или рыбы. -Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа) -Так нужно ли жить как Юшка? Учитель: Значит, мы приходим к выводу, что Юшка – нравственный человек. Он маленький, неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает девочке. Он слепец со зрячим сердцем. Страдает от жестокости людей, но сеет зёрна добра. Как сказано в Евангелии от Матфея, так всякое добро приносит и плоды добрые. Итак, сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к ближнему, добро и милосердие в их противостоянии злу и жестокости – вот философское содержание рассказа. - Так что же такое «формула жизни» по Платонову? Запишите и продолжите предложение: «Я считаю, что платоновская «формула жизни» - это …. (слайд №13) - Таким образом, формула жизни по Платонову из смерти работать жизнь, уметь любить человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-то. (слайд №14) Дом задание. Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание?» (слайд №15)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|