Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Путешествие в сказку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Путешествие в сказку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 975

Дягилева Людмила Георгиевна, учитель начальных классов

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания детей об имени существительном, как части речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся; навык самооценки, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, к русской поэзии, любовь к красоте природы.

Средства обучения:

  • Компьютер, проектор.
  • Мультимедийная презентация
  • Оформление доски.
  • Карточки для групповой работы.
  • Жетоны для рефлексии.
  • Цветы оригами (подснежники)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Инсценирование сказки С.Я. Маршака “12 месяцев”.

Звучит волшебная мелодия “Метель”. На экране картина зимнего леса.

Презентация.

Слайд №1

Ведущий: Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. Падчерица пробирается через глубокие сугробы. Кутается в рваный платок. Дует на замерзшие руки. В лесу все больше и больше темнеет. Сверху с дерева шумно падает снег.

Падчерица: Ох, кто там? Снеговая шапка упала, а мне уже почудилось, будто на меня кто то с дерева прыгнул… . А кому быть здесь в такую пору? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу.

Поляна. У костра сидят 12 месяцев.

Ведущий: Все светлее и светлее становиться вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед падчерицей открывается небольшая круглая поляна, посреди который жарко пылает высокий костер.

Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем еще юные. Молодые сидят у самого огня, старики поодаль.

Падчерица останавливается между двух ёлок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чем говорят 12 братьев, сидящих у костра.

Январь:

Гори, гори ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

Июнь:

Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.

Все месяцы:

Гори, гори ясно-
Чтобы не погасло!

Май:

Пусть несут в колоду
Пчелы больше меду.

Июль:

Пусть в полях пшеница
Густо колоситься.

Все месяцы:

Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.

Падчерица: Здравствуйте, люди добрые.

Февраль: Здравствуй, девица.

Март: Здравствуй, красавица.

Падчерица: Если не помешаю я вашей беседе, позвольте мне у костра погреться.

Январь: Ну, как, братья, по вашему, позволим или нет!

Февраль: Не бывало еще такого.

Май: Не бывать-то не бывало. Это правда. Да уж если пришла на огонек наш, так пусть греется.

Сентябрь: Пусть греется. От этого жару в костре не убавиться.

Падчерица: Подходит к костру. Спасибо. Я близко не подойду. Я в сторонке встану. Хорошо-то как! До чего огонь у вас легкий да жаркий! До самого сердца тепло стало. Отогрелась я. Спасибо вам.

Февраль: А что это у тебя в руках девочка? Корзинка, никак? За шишками ты, что ли, пришла, да еще в такую метелицу?

Декабрь: Лесу тоже, отдохнуть надо не все же его обирать!

Падчерица: Не по своей воле я пришла и не за шишками.

Август: (усмехаясь) Так уж не за грибами ли?

Падчерица: Не за грибами, а за цветами.

Март: (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц) Слышь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай!

Падчерица: Я бы и сама посмеялась, да не до смеху мне. Не велела мне мачеха без подснежников домой возвращаться.

(Входят профессор арифметики и чистописания и королева.)

Профессор: Ваше Величество, где мы?

Ноябрь: Вы попали в сказку С.Я. Маршака “12 месяцев”.

Слайд №2 (на экране портрет С.Я Маршака)

Профессор: А вы кто?

Дети: Мы ученики 3 класса “В”

Королева: А это кто?

Декабрь: Девочка.

Королева: А что она здесь делает в это время года?

Август: Она пришла за подснежниками.

Профессор: За подснежниками? Да не бывать подснежникам зимой. Или вы братцы месяцы поможете девочке?

Апрель: Конечно, помогу, если мне братья месяцы уступят место.

Профессор: Передать право другому месяцу, может только волшебное заклинание. Ну что зимние месяцу, вы готовы?

Месяцы: Да.

Выходят зимние месяцы, читают стихи. Показ картин зимней природы.

Слайд №3.

Декабрь:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов:

Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Слайд № 4

Январь:

Мороз и солнце; день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд № 5.

Февраль:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Актуализация знаний.

Профессор: Какие замечательные стихи Вам прочитали братья месяцы.

Ребята, а вы узнали, кто автор этих произведений?

Дети: Это стихи русского поэта А.С.Пушкина.

Профессор: Да, это стихи известного во всем мире русского поэта А.С.Пушкина.

Слайд № 6 Показ портрета А.С.Пушкина.

Профессор: Обратите внимание, что не только русские поэты в своих стихах показывали красоту русской природы, но и русские художники обращали свой взор на природу, передавая её красоту на своих холстах.

Показ портретов русских поэтов и художников. Слайд № 7.

Профессор: Ну что март месяц, твоя очередь.

Март:

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шелестит.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей природа улыбнулась.

Слайд № 8.

Апрель: Долго шла весна тайком Гонит талые снега
От ветров и стужи, С гомоном и звоном,
И сегодня – прямиком Чтобы выстелить луга
Шлепает по лужам, Бархатом зеленым.

Слайд №9.

Профессор: Смотрите, смотрите, сколько подснежников, но помочь собрать их девочке мы можем только правильным ответом.

Настало время заняться грамматикой.

Уважаемые ученики, возьмите свои волшебные тетради и запишите, что наш урок проходит 28 февраля на классной лесной поляне.

Слайд № 10. Дети записывают число

Определение темы и цели урока.

Профессор: Кого вы встретили на лесной поляне?

Дети: Мы встретили 12 месяцев.

Профессор: Если месяцев 12, как им вместе называться?

Дети: Это год.

Профессор: Назовите и запишите времена года.

Дети записывают слова. Слайд №11.

Профессор: Какой частью речи являются эти слова?

Профессор: Что такое существительное?

Дети: (Правило).

Профессор: Сформулируйте тему нашего урока.

Дети: Тема нашего урока: “Имя существительное, как часть речи”.

Слайд № 12.

Профессор: Да, путешествую по сказке, сегодня мы повторим все об имени существительном и вспомним произведения русских поэтов о природе.

Фронтальная работа.

Профессор: Ребята, а что общего у этих имен существительных?

Профессор: Образуйте от первых двух существительных форму множественного числа.

Профессор: Что вы заметили в этих словах?

Профессор: Определите род имен существительных.

Слайд № 13.

Словарная работа.

Профессор: Ребята, на что делиться год?

Дети: Год делиться на месяцы.

Профессор: А сейчас запишите и запомните написание названий месяцев. Помогут вам в этом братья месяцы. Записывают слова под диктовку.

Взаимопроверка. (Передать тетрадь соседу справа).

Проверка слов на экране. Слайд № 14.

Профессор: Что общего у всех названий месяцев?

Профессор: Найдите среди слов, слов в которых звуков меньше, чем букв.

Слайд № 15. Анимация слов.

Профессор: Почему не все слова с мягким знаком выписали?

Слайд № 16. Анимация слов.

Профессор: Что можно сказать про эти четыре слова?

Физкультминутка. Слайд № 17.

Профессор: Какое сейчас время года?

Профессор: Какие игры, забавы вы любите зимой?

(Дети перечисляют).

Игра в снежки под музыку из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”.

Фронтальная работа.

Профессор: Какие пословицы, поговорки о временах года вы знаете?

Дети:

  • Подошли опёнки – лето кончилось.
  • Осенний звездопад предвещает урожайный год.
  • Готовь сани с весны, а колёса с осени.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  • Июль краса лета, середина цвета.
  • Весенний дождь лишним не бывает.

Профессор: Ребята, запишите пословицу: “Осенний звездопад предвещает урожайный год”.

(Дети записывают пословицу).

Профессор: Найдите в пословице имена существительные.

Профессор: Объясните правописание этих существительных.

Профессор: Из каких частей слова они состоят?

Профессор: С помощь чего образуются имена существительные?

Профессор: Время неумолимо движется вперед , и мы не можем его остановить. Пришла очередь мая месяца.

Слайд № 18.

Май:

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветви золотистые,
Что кудри завила…

А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струиться маленький
Серебряный ручей.

Профессор: А сейчас запишите в тетради:

Травка зеленеет
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Королева: Это много, я не буду все писать!

Профессор: Хорошо, хорошо, Ваше Величество, выпишите из стихотворения только слова, которые произносятся ласково. (Профессор читает стих, дети выписывают слова).

Какие слова выписали?

Слайд № 19. Анимация слов.

Профессор: С помощью, каких суффиксов образовались эти слова.

Профессор: К какой группе суффиксов они относятся?

Профессор: Подберите к слову “травка” однокоренные имена существительные.

Профессор: Ребята, вспомните, какое существительное часто употребляемое сегодня на уроке образовано с помощью суффикса и приставки.

Дети: Это – подснежник. (Разбор по составу).

Профессор: Сейчас слово предоставим летним месяцам. А вам, ребята, такое задание: выписать из стихотворений одушевленные имена существительные.

Слайд № 20. Летние месяцы читают стихи, дети выписывают слов).

Июнь:

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы,

Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лес не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

Слайд № 21.

Июль:

В поле плещется пшеница,
Рожь колышется волной,
С травах – пчёлы хороводом;
Луг цветет и пахнет медом.

Слайд № 22.

Август:

До утра в лесу тепло
От смолистых сосен
Белка гриб несёт в дупло
Наступает осень.

Профессор: Какие слова выписаны?

Слайд № 23. Анимация слов.

Профессор: Какое из этих слов лишнее и почему?

Творческая работа в группах.

Слайд № 24.

Профессор: А сейчас каждое время года для вас приготовило задание. Оно у вас в конверте в центре стола. Возьмите конверт, прочитайте внимательно задание и выполните его своей дружной группой.

Задание для групп.

Слайд № 25

Зима. Вместо точек в тексте вставить пропущенные имена существительные.

Лес зимой

Чудный … зимний … . Крупные мохнатые … плавно кружатся в … . Они быстро покрывают … пушистым … . Вся … находится во власти … . В … каждый … и … надели снежные … . Тонкие … согнулись, а … опустили тяжёлые мохнатые … .

… на поляне стоит вековая … . Масса … висит на её … . … распушила … и изредка дарит свои семена … и … .

На чисто белой … видны … звериных и птичьих … .

В лесу пахнет … и … .

Слайд № 26.

Весна. Составить рассказ из предложений.

Вся природа ожила и засверкала.

Воздух наполнен могучим запахом весны.

На опушках лесов, на лесных, освещенных солнцем полянах, бодро подняли свои красивые головки первые весенние цветочки.

Звонкая капель стучит по земле.

Это подснежники.

С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство.

Ива распушила свои нарядные барашки.

Из леса потянуло весенней сыростью.

Вокруг них порхают бабочки, гудят шмели и пчелы.

Гибкие ветки берез покрылись смолистыми почками.

Слайд № 27.

Лето. Из слов каждой строчки составить предложение:

Дождь, летний, перестал.

Мост, от, волшебный, до, бора, перекинулся, соснового, деревни.

Радуга, это, красавица.

Местность, и, цветов, всю, заполняет, запах, трав.

Леса, из-за, выплыло, солнце.

С, тяжело, капли, травинок, и, дождевые, падали, листиков.

Свеж, воздух.

Ель, солнце, могучую, прелестной, на, поляне, освещает.

Её, свечи, зелёные, на, походили, веточки.

Кустов, и, деревьев, в, распевают, птицы. Чаще.

Слайд № 28

Осень. Из данных существительных составить рассказ “Осенний лес”.

День, деревья, краски, осень, листья, сучья, осина, березка, земля, ковер, ветер, тропинка, лес, природа, дорожка, зима, наряд.

Проверка заданий.

Профессор: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. К концу подходит год и настало время осени.

Слайд № 29. Осенние месяцы читают стихи. Показ картин.

Сентябрь:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Слайд № 30.

Октябрь:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд № 31.

Ноябрь:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Подведение итогов. Рефлексия.

Профессор: Наш урок подошел к концу. Какие задания вам понравились больше всего?

Профессор: Наклейте в тетради жетончик, который выражает ваше настроение.

Дети наклеивают жетоны.

Падчерица: Ребята, вы такие умницы. Спасибо за то, что вы так хорошо работали и помогли мне набрать так много подснежников. Вы очень понравились королеве и она великодушно разрешила мне подарить подснежники тем, кто хорошо сегодня работал на уроке.

Поднимите руки, кто сегодня хорошо работал.

Дети поднимают руки. Падчерица раздает им подснежники.

Эти замечательные цветы мне хотелось подарить и нашим гостям.

Релаксация “Волшебный цветок Добра”.

Звучит музыка. Слайд № 9.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Закройте глаза.

Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все Добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплое чувства и хорошее настроение будут по прежнему с вами.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли и радостную улыбку. Всего вам доброго. Слайд № 32.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21