Преподавание литературы Интегрированный урок (география + литература) "Изучение климата своей местности" на материале рассказа М.А. Шолохова "Чужая кровь"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 917 Иванова Людмила Егоровна, учитель; Сетракова Светлана Александровна, учитель географии Цели:
Оборудование:
Данный урок является обобщающим уроком по теме «Климат России» (география) и уроком внеклассного чтения (литература). ХОД УРОКА 1. Организационный момент Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: вы видите учителя географии и литературы, мы попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь». Итак, тема урока: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу. 2. Повторение изученного по предметам. Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних уроках географии изучали тему «Климат России». На этом уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но поскольку материал для исследования – рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель литературы. Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух дисциплин: литературы и географии. Для работы нам потребуются определённые знания, поэтому сначала повторим теоретический материал, полученный вами на предыдущих уроках географии и литературы. Географ: чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим, какие климотообразующие факторы влияют на становление климата нашей местности. Блок 1. Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т.е. от географической широты): – Какова широта нашей местности, чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик? (Угол падения солнечных лучей и продолжительность светлого времени в течение суток на наших широтах изменяются по сезонам года, что связано с особенностями вращения Земли вокруг солнца). Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и характера подстилающей поверхности: – Определите по физической карте характер рельефа. (Равнина. Подстилающая поверхность поглощает больше солнечной энергии, чем отражает) Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно горных хребтов и обширных равнин, от влияния рельефа на перемещение воздушных масс: – По физической карте определите положение нашей местности относительно крупных форм (Наша местность находится на юге Восточно-Европейской равнины. На юге – горы Кавказ; на востоке – Уральские горы); – Способствуют они либо препятствует свободному перемещению воздушных масс? (Способствуют свободному перемещению воздушных масс, т.к. в России господствует западный перенос воздушных масс, а на западе препятствий нет); – Какие типы воздушных масс вы знаете? (На Земле формируются 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные, тропические и экваториальные); – Какие воздушные массы господствуют на территории Ростовской области? В каком типе климата находится Шолоховский район? (Территория Р.о. расположена в поясе, где господствуют континентальные воздушные массы умеренных широт, Шолоховский район находится в умеренно-континентальном типе климата). Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории литературы: – Что такое идея художественного произведения? (Идея – это основная мысль, которую хотел показать автор в своём произведении); – Что помогает читателю понять идею художественного произведения? (Средства изобразительности) – Назовите их? (Лексика (в данном случае диалектизмы – слова, употребляющиеся на определённой территории; эпитет – художественное определение; метафора – слова или словосочетания,основанные на смысловом переносе значения;олицетворение –одушевление неживых предметов; эмоциональное состояние героя; цветопись – цветовые повторы). – Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для дальнейшего исследования. 3. Инструктаж по работе в группах Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся описания природы, и проанализировать их с точки зрения литературы и географии. С этой целью мы вас поделили на группы, каждая из которых будет работать со своим временем года. Литератор: каждой группе предлагается таблица для заполнения (Приложение 2).Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды, описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно;
Географ: в 4 колонке необходимо дать научное описание времени года по основным метеоэлементам, представленных в эпизодах описания природы; Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с теоретическими сведениями, полученными на предыдущих уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических требований в оформлении. Географ: По завершении работы необходимо защитить свой проект: 1 ученик комментирует выводы по таблице; (Учителя оказывают методическую помощь учащимся в работе по исследованию в течение работы в группах.) 4. Работа в группах 5. Защита проектов 1. Озвучивание выводов по таблице; Соединение листов календаря 6. Домашнее задание Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает одного листа, какого и почему? (Осени, в рассказе нет описания этого времени года) 7. Рефлексия Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул к нам ладошки в начале урока? Значит, урок удался! 8. Итог урока – Всем спасибо, до свидания. Источники, используемые при подготовке к уроку:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |