Преподавание литературы Интегрированный урок по развитию речи (литература + русский язык)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 934 Феоктистова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Тема урока: подготовка учащихся к сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно...» Методические приемы: беседа с классом, наблюдение над текстом стихотворений и прозаических отрывков об осени, выразительное чтение, комментарии учителя. Дидактические задачи:
Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради. Опорные понятия урок: лирика, пейзаж, фоносемантика, эпитеты, метафора, авторское видение, настроение лирического произведения. Слайд № 1 Слово учителя. Скоро придет зима, которая укроет землю холодным покрывалом и все выкрасит в белый цвет. Но пока она не вступила в свои права, мы можем насладиться чудесной порой, о которой поэт сказал «очей очарованье». И об этом времени - ярком, многоцветном, переливающемся всеми оттенками красного и золотого - оставили свои впечатления очень многие талантливые люди и в музыке, и в живописи, и в литературе. Мы на этом уроке продолжим подготовку к сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно…», и нам в этом помогут русские писатели, которые уже создали необыкновенные осенние пейзажи, пользуясь словом. Слайд № 2 Слово, только слово может передать смысл всего. Слайд № 3 Ряд осенних пейзажей, сменяющих друг друга.
Беседа с классом. Настроение - веселой, играет • Можно ли понять по тексту его отношение к осени? Как нам помогают в этом сам автор? Цвет – лиловый, золотой, багряный, пестрый, светлая, желтый, голубой, белый • Глаголы «блестит», «синеют», «темнеют» тоже по своей семантике близки к значению цвета. • Осень – «вдова», эта метафора делает стихотворение более торжественным, но нисколько не трагичным. • А как в стихотворении поэта осень «звучит»? Звук - тихою, замирает, мертвое молчание, тишина •Почему глаголы, которые использует автор, стоят в настоящем времени? Входит, вступает, играет, замирает – именно настоящее время глаголов показывает, что чудо преображения природы происходит на наших глазах, сказка не в прошлом, она с нами. • Что добавляет образ мотылька? Дрожание, трепетание крыльев мотылька создает эффект зыбкости, мимолетности. Слайд № 4 К.Бальмонт
•Внимательно прочитайте стихотворение К.Бальмонта и выделите в нем средства художественной изобразительности. Назовите слова, которые помогают поэту, словно художнику-пейзажисту, создать яркую картину? • Если бы вы писали картину, какие бы краски вы выбрали? •Внимательно прочитайте стихотворение и выделите в нем звуковые средства художественной изобразительности. •Найдите в произведении другие средства изобразительности. Какие чувства рождаются в нас в ответ на это стихотворение? • Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворения? • Как они помогают нам понять настроение лирического героя? • Найдите эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения, которые используют авторы для создания великолепной осенней картины.
Слайд № 5 Вывод (записать в тетради) «Поэзия – высокий род искусства, по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические формы» В.Соловьёв. Слайд № 6 Отрывок из рассказа К.Г.Паустовского (Звучит вальс Г.Свиридова «Осень»). На слайде «Осень» Левитана . Ученик читает текст: «Увядает земля. Уже позади «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паутиной, (пряжей Богородицы, как называют её старухи, с вялым повалым листом. Засыпающим опустелые воды. Берёзки уже скинули свои шитые золотом полушалки. Чаще ненастные дни. Ледяной ветер бороздит свинцовые воды реки. Седая листва припудрена серебряной росой. На заре восток разгорается румянцем».
– осеннего неба,– осеннего солнца,– осеннего дождя (Во время выполнения этого задания, на которое отводится 3 минуты, очень тихо звучит пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского). Отметить наиболее яркие, выразительные примеры. Перед нами ещё один отрывок из стихотворения и.Бунина «Листопад». Конечно, вы слышали эти удивительные стихи и даже учили их наизусть. Но сегодня мы не только насладились музыкой бунинского стиха, но и попытались понять, что помогло автору создать такой величественный, блистательный образ осени. А перенесет нас в чудесный осенний лес Г.Свиридов, который написал пьесу «Осень». (Звучат одновременно музыка и текст стихотворения)
Слайд № 9 Домашнее задание. Написать сочинение «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |