Преподавание литературы Урок в 5-м классе по литературе "Лирика Пушкина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2172 Пилипенко Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании картин зимнего пейзажа; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому искусству. План урока:
Словарная работа: пейзаж; синонимический ряд – буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга; градация, кровля, куртины. Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов, музыка П.И.Чайковского, художественное фото, презентация (прилагается). Ход урока.1. Повторение.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. – Вспомните, что такое пейзаж? (На первом слайде: Пейзаж – это изображение природы в искусстве.) – Давайте посмотрим на доску и послушаем музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского, показываются слайды с репродукциями картин русских художников, художественное фото современных авторов) – Что изображено на картинах и фото? Чья музыка звучит? – Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе? Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски в нем преобладают? Чем красива зима? – А как вы думаете, легче или труднее изобразить картины природы средствами литературы? (Понимаем, что вопрос несколько неправомерен, но он разбудит мысль и творческое воображение ребенка.) - С какими пейзажными стихами Пушкина вы встречались в начальной школе? Процитируйте по памяти вспомнившиеся строчки. (2-3 отрывка читают дети) 2. Чтение и частичный анализ стихов.ТЕМА “ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ЗИМЫ В СТИХАХ ПУШКИНА”. (На слайде: тема урока и портрет А.С Пушкина) Слово учителя. Большинство из стихотворений, предложенных в вашем учебнике, имеют отношение к михайловскому периоду (август 1824 – сентябрь 1826) жизни Пушкина (“Зимний вечер” 1825, “Зимняя дорога” и “Няне” 1826). Вы помните, что пребывание поэта в Михайловском было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Такой был Пушкин в это время (репродукция картины П.П. Кончаловского “Пушкин в Михайловском. Фрагмент”, фото кабинета поэта в Михайловском). Представим, что мы, пройдя по главной аллее михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных, рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из 2-х комнаток. Это домик няни. (На слайде – фото домика няни). Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем ее произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. (На слайде: репродукция картины Н.Ге “Пушкин и Пущин в Михайловском”) (Чтение стихотворения “Няне” учеником). Краткий анализ стихотворения.
(Чтение стихотворения “Зимний вечер”) Анализ стихотворения.
Выразительное чтение стихотворений “Зимняя дорога” и “Бесы”.
На уроке позвучали стихотворения, рисующие картины зимнего пейзажа. Но как он не похож на тот, который мы слышим, чувствуем в знаменитых и, надеемся, знакомых пушкинских строчках: (Звучит стихотворение “Зимнее утро” в исполнении ученика. Слайд: фото зимнего пейзажа) Годы ссылки Пушкина в Михайловское, судя по всем материалам того времени, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. 3. Сообщение ученика.– Изображения зимнего пейзажа присутствует и в романе в стихах “Евгений Онегин”. Расскажет нам об этом Овсянникова Юля. Зимний пейзаж в романе “Евгений Онегин” А.С.Пушкина. В романе А.С.Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа. В окно увидела Татьяна Такими красивыми строчками автор рисует начало русской зимы. Во многих строках он показывает жизнь деревенских людей: Зима!. Крестьянин, торжествуя, Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли: Татьяна (русская душою, Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее: Пред ними лес; недвижны сосны 4.Словарная работа.В текстах стихотворений мы встретились с незнакомыми вам словами, давайте вспомним их и запишем. Непогода, вьюга, снежная круговерть, буран, буря. – Близки ли по значению эти слова? Как называются такие слова? А как расположены эти синонимы, в порядке возрастания или убывания признака? (На слайде слова) Такой художественный прием, при котором синонимы располагаются в порядке возрастания или убывания, называется градацией. Кровля – крыша, настил на стропилах. Куртина – цветочная грядка, клумба (устаревшее слово). 5. Подведение итогов.– Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и страшные картины в “Бесах”, и буря в “Зимнем вечере”, и “отуманненный” лунный лик в “Зимней дороге”, и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении “Зимнее утро”. – А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам? Оценки за урок. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, нарисовать зимний пейзаж (по желанию). (На слайде) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |