Преподавание литературы
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Горького "Знаете ли вы творчество Горького"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1827
Лобач Наталья Петровна, учитель русского языка Цели: - систематизация и обобщение знания учащихся по творчеству М Горького;
- проверка читательской наблюдательности учащихся, подготовка к письменной работе по творчеству М Горького;
- воспитание гуманизма, чувства доброты и сострадания, уважения к личности, к человеку; интереса к творчеству Горького.
Урок сопровождается презентацией (Приложение 1) ХОД УРОКА I. Сообщение темы и цели урока II. Слово учителя Итак, у нас сегодня необычный урок – урок-соревнование. Представляю команды: 1 команда – Данко; 2 команда – Вопросы будут представлены: а) на наблюдательность б) аналитические. Успешно справившиеся с игрой получают титул «Знатока творчества Горького», освобождаются от сочинения по творчеству Горького. Проигравшие будут писать домашнее сочинение по творчеству Горького. МОГУТ ИГРАТЬ: а) прочитавшие только внимательным образом программные произведения Горького б) имеющие чувство времени (буквальное и относительное) ОБЛАДАЮЩИЕ: а) сверхнаблюдательностью б) сверхоперативностью. УМЕЮЩИЕ: перевоплощаться в образы литературных героев. III. Итак, Внимание! Игра! Раунд первый. «Блиц-разминка» (по биографии писателя). Каждый из команды тянет билет с вопросом. Раунд второй. «Знаешь ли ты произведения Горького?» Каждая команда по очереди получает вопрос, на который надо ответить. Раунд третий. «Цифровой» - Назвать число, месяц и год рождения Горького (16 марта 1868)
- Сколько лет было Алеше, когда дед отправил его в люди? (с 1879 (11 лет)) и сколько он находился в «людях» (1879-1884 5 лет)
- Когда Горький совершает первое путешествие по Руси (1891, маршрут Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ)
- Когда и по какому поводу Николай 2 напишет на одном из докладов, касающихся Горького следующее: Более чем оригинально? (1902 25 декабря Академия наук избирает Горького почетным академиком, но в марте был издан указ об отмене избрания Горького в почетные академики в виду того, что он привлечен по политической статье.)
- После Октябрьской революции непросто сложились отношения М. Горького с новой властью (Горький отрицательно оценивает победу ВОСР, но заключает договор с большевиками об образовании издательства «Всемирная литература» избран в Совет Народных депутатов. Но тем не менее вынужден покинуть страну по совету Ленина.) Сколько лет живет Горький за границей. Когда возвращается в Россию Советскую (октябрь 1921 – 9 мая 1933 (12 лет)).
- Когда умер Горький? (27 мая 1936 – заболевает гриппом, 6 июня появляется первый бюллетень о состоянии здоровья Горького, 8 июня – посещ. Молотов и Сталин, 18 июня – в 11:10 Горький умирает,20 июня – траурный митинг .Урна с прахом замурована в Кремлевской стене.)
Раунд IV. «Ретроспективный» (на воспроизведение) 1. Воспроизвести содержание легенды о Ларре? 2. Легенда о Данко? Как 2 концепции жизни: легенда о Ларре – утверждение, в котором развенчивается эгоизм и индивидуализм. Легенда о Данко – герой отдает всего себя людям. В жизни всегда есть место подвигам? Раунд V. «Блиц» Знание драматургии Горького. Кто из персонажей пьесы «На дне»: - не хочет примиряться с жизнью на дне: «Я рабочий человек и смалых лет работаю… вылезу, кожу сдеру, а вылезу» (слесарь Клещ).
- Мечтал о такой жизни, чтобы самому себя можно было уважать (вор Васька Пепел)
- Верит, что на том свете будет лучше, и все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить? (Анна, жена Клеща)
- Живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя)
- Лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю» (сапожник Алешка)
- Говорит человеку, который предлагал ей выйти замуж: «замуж выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть» (Квашня, торговка пельменями)
- Возмущается… «и зачем людей разнимают, когда они дерутся? Давать бы бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои – то помнили бы дольше» (полицейский Медведев).
- Всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту исчез от полицейских «яко дым от огня».
Раунд VI. «Мозговая атака» Из каких произведений эти строки? - «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (песня о Соколе)
- «Пусть сильнее грянет буря» (Песня о Буревестнике)
Чей это портрет, какое произведение? - Волосатый, угрюмый, с маленькими глазками; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, но с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке. (Михаил Власов, «Мать»)
- Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком , точно она всегда боялась задеть что-то.» (Ниловна, «Мать»)
- Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были грустны и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями»
- Старый затравленный волк, хорошо знакомый обитателям гавани, заядлый пьяница, ловкий смелый вор. («Челкаш»)
- Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко, ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же как этот ласковый зверь» (бабушка Алеши, «Детство»)
- Шел на казнь и трубку курил: «Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился» (Гуцул-разбойник, «Старуха Изергиль»).
Раунд VII. «Хронологический» Вопрос общий для обеих команд. Биография Горького дана не только фрагментарно, но и с полным нарушением хронологии. Попытайтесь восстановить последовательность. Умер В.В. Каширин (дед) – Алеша П. в «людях» – написан рассказ «Макар Чудра» – знакомство с А. Калюжным – знакомство с Короленко – первое путешествие по Руси. (Алеша в «людях» – умер дед – знакомство с Короленко – «Макар Чудра» за подписью Горький). Раунд VIII. «Героический» Выбрать любой персонаж ранних романтических произведений Горького и представить его (не только внешность, но и манеры, отношение к окружающим.) Раунд IX. «Литературный герб» Каким, по-вашему, мог быть литературный герб Горького? Представить эскиз герба, дать краткое описание. Какие слова взяты в качестве девиза? Раунд X. «Заключительный» (тезисы и план к сочинению). «Что я понимаю и с чем спорю в произведениях Горького?» Раунд XI. «Чей вопрос лучше?» Придумать вопрос и задать противнику. IV. Домашнее задание – В сегодняшний век мы разучились писать письма. Более того – мы не хотим писать письма. Наш век разрушил эту традицию – обмениваться посланиями, письмами. Нам же надо доказать обратное. Нам с вами на уроках литературы разрешено читать чужие письма, дневники (Ахматова, Цветаева о любви). Итак, письма нам нужны! Напишите письмо Максиму Горькому.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|