Преподавание русского языка Методическая разработка по русскому языку в 8-м классе по теме "Вводное слово"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 925 Хазиева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока Самоопределение к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение, и оно останется в течение всей работы. - Открываем тетради, записываем дату. Классная работа. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Обратите внимания на предложения, записанные на доске. Прочитайте эти предложения, перепишите их в тетрадь. Произведите синтаксический разбор данных предложений. Но только по членам предложений (без характеристики). На доске записи: Первый ряд Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. Второй ряд В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. В мае возможно будут заморозки. Третий ряд Удостоверение, выданное секретарем, действительно до конца года. Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. Во время данной работы трое учеников работают у доски. Выполняют синтаксический разбор предложения. Давайте проверим. Один ученик работал у доски, подчеркнул грамматическую основу, второстепенные члены предложения. Упражнение (что должно быть сделано?) должно быть выполнено (как?) чисто и аккуратно. Слова должно быть являются сказуемым. Другой ученик работал со вторым предложением, записанным на центральной доске. Наводнение (каково?) возможно. Возможно в результате чего? В результате таяния снега. В данном предложении слово возможно является сказуемым. Третий ученик работал с предложением, записанным на доске с правой стороны. Удостоверение (каково?) действительно(насколько?) до конца года. Слово действительно является сказуемым, потому что связано с подлежащим и отвечает на вопрос сказуемого. Молодцы! А теперь давайте рассмотрим вторые предложения, записанные на доске. К доске выходят другие ученики и пытаются разобрать данные предложения по членам. Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. Выделяем грамматическую основу предложения: ученик (что делал?) торопился и (что сделал?) не продумал. Не продумал (что?) задания. Затруднения вызвало слово должно быть. Возникает вопрос: "Каким членом предложения является это слово?" Разбираем следующее предложение: В мае возможно будут заморозки. Выделяем грамматическую основу предложения: Заморозки (что будут делать?) будут. Будут (когда?) в мае. Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово возможно?" Разбираем последнее предложение: Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. Выделяем грамматическую основу предложения: Погода (что делала?) стояла. Стояла (как долго?) в течение всего сентября. Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово действительно?" Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Ребята, а почему мы не смогли определить, какими членами предложения являются слова должно быть, возможно, действительно, во вторых предложениях, записанных на доске? К данным словам нельзя задать вопрос, не связаны грамматически с другими членами предложения, произносятся с определенной интонацией. - Попробуйте изменить место этих слов в предложении. Где могут стоять такие слова в предложении? Изменится ли от этого смысл предложений? Данные слова можно поставить в любое место предложений и смысл не изменится. - Так какова же цель нашего урока? Определить, как называются такие слова. Каково значение данных слов, зачем они нужны в предложении? Построение выхода из затруднения. Давайте вспомним, что мы узнали о данных словах, как их можно назвать, зачем они нужны в предложении? Учащиеся вспоминают то, о чём уже говорили. В это время учитель вывешивает на доску признаки данных слов (не являются членами предложения, могут стоять в любом месте предложения, не связаны грамматически с другими членами в предложении). Ребята, как вы думаете, зачем они нужны в предложении? При помощи этих слов говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Что выражает слово возможно в предложении? Слово возможно выражает меньшую степень уверенности. Что выражает слово действительно в предложении? Слово действительно выражает большую степень уверенности. - Как вы думаете, как можно назвать такие слова? Могут быть разные варианты. - Тогда какую тему урока запишем? Могут быть разные варианты. Первичное закрепление во внешней речи. Мы сказали, что в русском языке существуют специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Давайте откроем учебник на странице 163 и посмотрим, как называются такие слова. Прочитайте определение вводных слов, рассмотрите таблицу со значениями вводных слов. Какие значения имеют вводные слова? Учащиеся называют различные значения вводных слов, приводят примеры. - Предлагаю вам выполнить следующее задание: из упражнения 364 выпишите 1, 4 предложения, расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова, определите их значение. Один ученик выписывает на доску 1 предложение, второй - 4 предложение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Итак, вместе мы поработали, а сейчас попробуйте самостоятельно. Найдите карточку № 1. Там записаны предложения. Вам нужно расставить знаки препинания, определить значение вводных слов. Учащимся предлагаются карточки, с записанными предложениями. В первой карточке знаки препинания не расставлены, во второй дан образец постановки знаков препинания и значение вводных слов. По мнению тренера наша команда победит. Итак завтра будет интересная лекция. К несчастью был сплошной туман. - На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты. Проверяем по образцу (карточка № 2). - Выполните самопроверку: если всё верно, то "+", если неверно, то " ? " . - Давайте проверим каждое предложение. Поднимаете красную карточку, если верно, синюю, если неверно. Во время проверки учитель быстро фиксирует количество ошибок - синих карточек, записывает на доске. Разобрать ошибки, сравнить с таблицей значений вводных слов. - Но не переживайте, у вас в дальнейшем всё получится. Значит, есть над чем нам работать. Рефлексия деятельности на уроке. - Ребята, что вы нового узнали на уроке? Ещё раз проговорить о вводных словах, их значении. - Кто сможет найти вводное слово в предложении и определить значение вводного слова? - : что ты нового открыл для себя сегодня на уроке? Спросить у нескольких учащихся. - Над чем ещё надо поработать? - Оцените свою деятельность на уроке. Самооценка. Все понял, могу выполнять задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику. Все понял, могу выполнять простые задания, но другому ученику объяснить пока не готов. В основном понял новый материал, могу выполнять задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя. Перед вами лежат листочки, в которых вы можете отметить то высказывание, какое считаете нужным. - Спасибо за работу. До свидания. Домашнее задание: Упражнение 366 или составить шесть предложений, включив в них вводные слова с различным значением. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |