Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 8-м классе, анализ стихотворения Ю.Друниной "Зинка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3756 Минаева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель:
I. Активизация мыслительной деятельности 1. Эвристическая беседа - Составьте ассоциативный ряд мальчики к слову война девочки к слову женщина - На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете, о чём будем говорить сегодня? - В чём предназначение женщины? - Как думаете, совместимы ли понятия «война» и «женщина»? Почему? Следовательно, тема урока «У войны не женское лицо». 2. Слово учителя Женщина. Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария…. Многие из этих имён стали символами:
Женщина, призванная давать жизнь… Женщина – величайшее из творений Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война – величайшее из проклятий. Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся Женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания. Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к замученным бедами, хворями, боями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки. II. Первичное восприятие текста. 1. Чтение наизусть стихотворения учителем. Юлия Друнина Памяти однополчанки – I Мы легли у разбитой ели, - Знаешь, Юлька, У тебя есть друзья, любимый, Старой кажется: каждый кустик Отогрелись мы еле-еле, II С каждым днём становилось горше. Зинка нас повела в атаку, Мы не ждали посмертной славы. Её тело своей шинелью III …Знаешь, Зинка, я – У меня есть друзья, любимый, И старушка в цветастом платье 2. Рефлексия. - Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно). III. Анализ текста 1. Слово учителя. Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской. 2. Работа в группах (анализ частей). 1 группа - Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив). - О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата:
- I часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении I части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного) - От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в I части? (От ритма, заданного автором:
Последняя строфа является связующей между I и II частями. 2 группа - Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами. (Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия). - Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!) Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему? - Найдите во II строфе наиболее часто встречающийся звук. Что даёт этот приём? ([р] – имитация грохота боя – ужас происходящего) - Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (Переход к III части; словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки). 3 группа - Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе). - Каким предстаёт образ матери? (Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды). - Докажите тестом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью – употребление многоточия; восклицательно-вопросительным предложением. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей). Подведение итогов В жизни каждого человека есть близкие женщины: бабушки, матери, сёстры, жёны, дочери, … Любите своих близких! Берегите их! IV. Творческая работа Если бы у вас появилась возможность задать автору вопросы, о чём бы вы её спросили? Как могли бы сложится судьбы подруг, если бы не было войны? - Выбрать любой вопрос и письменно на него ответить. Д/З: выполнить стиховедческий анализ произведения Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |