Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1801 Елистратова Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Ход урокаI. Организационный моментПриветствие. Сообщение темы и целей урока. II. Синтаксическая разминка. Игра “Ромашка”Учитель: Из слов, записанных на ромашке, составьте предложение и запишите его для синтаксического разбора. (Один ученик выполняет задание у доски.) Жёлтый клён глядится в озеро, просыпаясь на заре. – Выпишите из предложения деепричастие и сделайте его морфологический разбор (1 ученик у доски). III. Фронтальный опрос– Какая часть речи называется деепричастием? – Какие признаки глагола есть у деепричастия? – Какие общие черты у деепричастия с наречием? – Есть ли общие грамматические признаки у деепричастия с причастием? – В чём особенность пунктуации в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами? Выслушиваются ответы детей. IV. Объяснительный диктант(В это время индивидуальная работа по карточкам.) – Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания.
– Какое изобразительное средство встретилось в этом примере? (Олицетворение.)
– Повтор какого звука помогает автору передать звучание грома? (“р”) – Как называется такой приём? (Звукопись.)
Средь полей и рощ петляя. (Ю.Вронский) – Определите стихотворный размер, которым написаны эти строки. (Хорей) Вывод: деепричастия и деепричастные обороты на письме обособляются. Русский язык поэтичен. Выразительность, лиричность присуща не только стихам, но и произведения УНТ, в частности пословицам. V. Выборочный диктантИз пословиц выпишите деепричастия с НЕ и обозначьте орфограмму. (Один ученик работает у доки.)
Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно. – А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями? (Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.) VI. Самостоятельная работа по карточкам, игра “Вставь словечко”– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая) – Прочитайте выразительно восстановленный текст. – Укажите вид деепричастий. – А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием. Просмотр фрагмента сказки. Пришла очередь и вам рифму подобрать к словам. VII. Игра “Буриме”– Придумайте четверостишье, используя для рифмы данные слова-деепричастия: собираясь – улыбаясь, шурша – не спеша (эти слова записаны на доске). Примеры детского творчества:
VIII. Подведение итогов урокаПодводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили: – морфологические признаки деепричастия; – знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; – правописание НЕ с деепричастиями; – употребление деепричастий в речи. Комментирование и выставление отметок. А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.
IX. Объяснение домашнего задания– Напишите лингвистическую сказку о деепричастии, используя в ней выразительные средства языка. X. Резервное задание– Восстановите деепричастия по данным элементам:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |