Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

"Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1388

Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • закрепление умения определять структуру сложноподчиненного предложения; расставлять знаки препинания;
  • закрепление навыков правописания;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: тесты, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.

ПРОГРАММА УРОКА

1. Оргмомент

2. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на доске, необходимо расставить ударение):

Сливовый, мастерски, газопровод, красивее, перчить, откупорить, ржаветь, кухонный, мизерный, кашлянуть, статус, статут.

3. Лексическая работа

Статус – правовое положение гражданина или юридического лица.

Статут – 1. Устав, собрание правил. 2. Описание ордена, порядок награждения орденом и его ношение. 3. Название законодательного права.

Задание: составить (устно) с этими словами словосочетания или предложения.

4. Орфографическая работа

Орфографическая работа Карточка 1
Юный, ветреный день, стираный-перестиранный, некрашеный, старинный, овчинный, иллюстрированный, решенная, свиной, сделанный, ее манеры изысканны, свежезамороженный, даль туманна. Исправить речевые ошибки.
  1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  2. Во весь опор мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной.
  3. Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

5. Неполный синтаксический разбор СПП с придаточным определительным

Совесть — сила, которая сдирает с человека эгоизм, равнодушие. (Повеств., невоскл., СПП с придаточным определительным.)

6. Повторение ранее изученного

  • По каким признакам мы определяем этот вид придаточных? (Отвечают на вопросы: какой? чей? который? кто именно? что именно? местоименно–соотносительные)
  • С помощью чего придаточные определительные присоединяются к главному? (Только с помощью союзных слов.)
  • Какой отличительный признак союзного слова? (Являются членом предложения.)
  • Какой частью речи являются союзные слова? (Местоимения.)

7. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Класс Индивидуальная работа
1) Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.
  1. Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
  2. И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.
  3. За все, что человек берет, он платит собой.
  4. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер несет.

2) Записать предложения. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.

  1. Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие в самое небо, освежали воздух.
  2. Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
  3. Дом, который заканчивали строить, выросший на улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.

3) Самостоятельная работа: распространить определение, заменить его придаточным определительным и записать предложения.

  1. Аромат цветущей сирени наполнял воздух.
  2. Книга рассказывала о исследованных районах.
  3. Построенный корабль был спущен на воду.
  4. Незаконченная работа напоминала о моем обещании.
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.

Карточка 2

  1. Дом в котором нет книг подобен телу которое лишено души.
  2. Она убежала в комнату где прошла вся ее жизнь села за свой столик.

Карточка 3

  1. У него была мать которую он страстно любил сестра которую надо было вывести в люди.
  2. Петя с Долоховым проехали часового который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину.

Карточка 4

Задание: Выписать СПП с придаточными определительными и расставить знаки препинания.

  1. Никто не узнал куда ушли ребята.
  2. Мне казалось что небо стало еще темнее.
  3. Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.
  4. Весной 1823 года Грибоедову который служил чиновником разрешили приехать из Персии в Россию.

Карточка 5

  1. Не знаю что привлекает меня в этом человеке.
  2. Он делал то страшные то ласковые глаза шипел на тех кто пел неверно.
  3. Архимед который был величайшим математиком древности жил в Греции.
  4. Он не сообщил приедет ли сегодня.

Карточка 6

Задание: придаточные предложения заменить обособленным определением.

  1. Флаги, которые развевались над домами, придавали городу праздничный вид.
  2. Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель.
  3. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.

8. Проверочная работа по тестам ЕГЭ

ТЕСТ

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

I

  1. Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
  2. Мне приходилось не раз встречаться с человеком, чьим именем названа эта улица.
  3. Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, что стояла на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
  4. На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, которые пришли встречать пароход.

II

  1. На передней доске шарманки были изображены балканские крестьяне, которые плясали на поляне, под высокими деревьями.
  2. Осенью укромные тенистые уголки старого парка напитывались особым грибным запахом, который наполнял нашу душу азартом.
  3. С легким вздохом отец раскрывал альбомчик, который подавал ему буфетчик, и своим элегантным, плавным почерком вписывал меню на завтра.
  4. В жизни бывают такие обстоятельства, когда необходимо быстро принять решение.

III

  1. Уже в темноте они подошли к дому, который высился на углу серой громадой.
  2. Эти чудные книги были приобретены моей матушкой еще в те дни, когда она интересовалась естественными науками и ей давал частные уроки знаменитый университетский профессор-зоолог.
  3. Сегодня на геологической карте Земли зафиксировано множество линий разломов, которые протянулись на тысячи километров и по материкам, и по дну океанов.
  4. Особое беспокойство внушает судьба старого парка, который составлял когда–то с усадьбой одно целое.

IV

  1. Многие вещи, которые европейцы считают своим творением, были изобретены в глубокой древности на другом конце света – в Китае.
  2. Его последняя книга, которая выдержала уже два издания, была признана в прошлом году лучшим российским романом года.
  3. Человек, который вырос в серой среде, в замызганном дворе, на фоне обшарпанных зданий, вряд ли способен понимать красоту.
  4. Вместо дворца, который сгорел еще при Петре I, был построен новый – деревянный, на каменном основании.

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание

Повторить СПП с придаточными обстоятельственными. Упр. 448.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21