Преподавание русского языка Разработка урока по русскому языку "О чем рассказала мне снежинка?" 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2043 Кузнецова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Эмоциональная разминка - Поговорим? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим. Нам будет интересно. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (по ходу урока учитель демонстрирует презентацию Приложение 1) Определение темы урока ? Отгадав мои загадки, вы сможете определить, о чём таком интересном мы с вами сегодня на уроке будем говорить.
? Как вы определили, что речь идёт о снеге и снежинках? ? На каком средстве художественной выразительности построены загадки? (метафора/ сравнение, эпитет, олицетворение) Целеполагание (учитель читает рассказ Приложение 2) ? Понравился ли вам рассказ? Почему? ? Что хотела рассказать снежинка людям? - Действительно, каждый день приносит нам свои чудеса, которые мы подчас не замечаем. Снег и сказка... У них есть одна удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Золушка становится красавицей, великан - маленькой мышью, лягушка - Василисой Прекрасной. Выпал снег - и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым? Вот он есть - и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый и пышный, а завтра серый и мокрый. Или иначе - вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым и плотным. Полежит еще некоторое время - и превратится в лед. Он родился над землей в виде почти невесомых снежинок, но вот теперь прошло какое-то время - и он поплыл по реке льдинами, пополз с высоких гор ледниками, закачался на волнах океанов айсбергами. Прошли три месяца снежной зимы. А кто из вас может сказать, что знает о снеге всё? И сегодня, пока снег на улице ещё не совсем растаял, остались его маленькие островки, я вам предлагаю отвлечься от дел и просто чуть-чуть посмотреть на это крохотное чудо - снег, снежинка - и открыть некоторые тайны, проникнуть в "душу" этого слова. Сегодня на уроке мы ответим на вопросы: - что такое снег, снежинка? - какого цвета бывает снег? - из каких звуков состоят слова снег, снежинка? - в какие цвета окрашены звуки в словах? - как устроены слова? и т.д. смастерим снежинку; подготовимся к сочинению-описанию. Итак, приступим к открытиям. ? Кстати, а какого цвета снег зимой? Да, да, не удивляйтесь! Каким цветом бывает снег? (Белым)
И действительно, кто ж поспорит с тем, что снег белый?! Конечно, белый: обычно. Но в арктических и горных регионах ему случается быть розовым или даже красным из-за подкрашивания организмами, живущими между кристаллами (водорослями, например). Неоднократно случалось выпадение цветного снега: голубого, зелёного, серого: В 1955г. в Калифорнии случился зелёный снегопад. Жители, рискнувшие попробовать на язык его хлопья, вскоре скончались, а у людей, бравших снег в руки, появились сыпь и сильный зуд.
? Какие ещё интересные факты о снеге вам удалось найти в энциклопедиях и справочниках? Если вам самим захочется увидеть разноцветный снег в природе, можно не дожидаться от неё необычных явлений, а провести такой опыт. Сделайте в чистом снежном сугробе узкое отверстие глубиной в 1 метр. В нём вы обнаружите 4 цветных "столбика": сверху - желтоватый, потом - желтовато-зеленоватый, глубже - голубовато-зеленоватый, а внизу - синий. Для успеха эксперимента лучше выбрать пасмурную погоду или рассматривать отверстие через картонную трубку. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
- А теперь давайте начнём путешествие к "душе" слова, раскрывая тайну за тайной, поможет нам в этом схема "Путь к слову" (Приложение 3) Правильно записываю слово - Итак, запишите правильно слова и объясните орфограммы (учащиеся выполняют работу по вариантам): Взаимопроверка. Учащиеся выставляют оценки за орфографический разбор в схему "Путь к слову" ? Почему в этих словах возникли орфограммы? Определяю количество звуков, даю их характеристику Учащиеся выполняют также по вариантам фонетический разбор слов Самопроверка. Выставление оценок в карту "Путь к слову" Физкультминутка
Проникаю в тайну (смысл) слова ? А теперь давайте посмотрим, что же слова снег, снежинка обозначают? Вспоминаю фразеологизмы ? Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят слова СНЕГ, СНЕЖИНКА? Скажите, в каких случаях они употребляются? Определяю происхождение слова ? Как вы думаете, а давно ли возникло это слово? Сколько ему лет? В русский язык слово СНЕГ пришло из древнерусского, старославянского, где оно писалось, как и обозначало то же самое, что и сейчас. Кроме того, я думая, вам интересно будет узнать, что русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, т.е. восходит к одному языку - основе с такими языками, как английский, немецкий. Поэтому слово СНЕГ в русском, английском, немецком языках звучит почти одинаково:
Выделяю части слова, нахожу родственников ? Теперь давайте посмотрим, как же устроены слова СНЕГ, СНЕЖИНКА и найдём их "родственников". Итак, найдите "родственников" слов СНЕГ, СНЕЖИНКА. Учащиеся устно называют родственные слова ? А теперь давайте восстановим словообразовательные цепочки слов, указав, каким способом образовались новые слова. Учащимся предлагается набор слов. Работа ведётся по группам: 1 группа составляет словообразовательные цепочки, состоящие из двух слов, 2 группа - из 3 слов, 3 группа - из 4 слов, 4 группа - из 6 слов. Слова для разбора: СНЕГ - СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИТЬ, СНЕГОВОЙ, СНЕЖНОСТЬ, СНЕЖИНКА, СНЕЖКОВЫЙ, СНЕЖИСТЫЙ, СНЕЖНЫЙ, ПОДСНЕЖНИК, СНЕЖИЩЕ, СНЕГУРКА, СНЕЖОК, СНЕГУРОЧНЫЙ, БЕССНЕЖНЫЙ, СНЕЖОЧЕК, БЕССНЕЖНОСТЬ, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНО Теперь вновь обратимся к интересным фактам и посмотрим, как на самом деле "устроена" снежинка? Снежинки и по сей день - большая загадка для учёных. Они не могут с уверенностью предсказать, как будут выглядеть снежные кристаллы, которые прилетят с неба во время следующего снегопада. Удивительно, но эти прозрачные "бриллианты" строгой формы вырастают на частичках пыли, вулканического пепла, цветочной пыльце, которые витают в верхних холодных слоях атмосферы. Среди снежинок встречаются "пластинки", "пирамиды", "столбики", "иглы", "стрелы", "пули", простые или сложные "звёздочки". Каждая снежинка единственная в своём роде - уникальна! Но у "звёздочек" всегда вырастают три, шесть или двенадцать лучей. Самая редкая двенадцатиконечная "звёздочка" рождается в грозовых облаках. В мастерской снежинки Я вам сегодня предлагаю стать волшебниками и попытать создать свою необыкновенную, непохожую, неповторимую снежинку. А сделаем мы это с помощью обычных подручных материалов: цветной бумаги, клея, ножниц, степлера. Учащиеся под руководством учителя изготавливают снежинки.
Определяю грамматический разряд слова ? Итак, следующее задание : морфологический разбор - определение морфологических признаков, признаков части речи. Учащиеся выполняют задание по вариантам: I вариант - снег, II вариант - снежинка Мы постепенно приближаемся к выполнению самого интересного задания. Чтобы его выполнить, нам надо приоткрыть ещё две небольшие тайны слов. Рифмы Я предлагаю вам провести конкурс рифмачей или стихоплётов. Ваша задача - подобрать как можно больше слов-рифм к словам СНЕГ, СНЕЖИНКА. СНЕГ - разбег, побег, набег СНЕЖИНКА - простынка, пелеринка, пушинка, тропинка Во время проверки рифм по сигналу учителя появляются две девочки, красиво одетые в белое. В руках у них листы с изображением снежинок, на них написаны задания. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Что это? Какое чудо! К нам прилетели снежинки! Первая: Тсс: Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать: Вторая: Подставить ладошку и посмотреть на чудо - зимнее - снежинку. Учитель: Милые снежинки, расскажите о себе. Первая: Я очень боюсь тепла, поэтому я быстро таю, если ко мне кто-нибудь прикасается, люблю медленно падать, кружиться: Вторая: Я - модница! Люблю сверкать, искриться, люблю менять свои платья, они у меня такие красивые! Узорчатые, кружевные! Первая: Мы такие все разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучим по разному. Вторая: Сейчас мы вам вручим небольшие подарки - снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом, подберите снежные слова. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вновь обратимся к интересным фактам. Немецким метеорологам удалось подсчитать, что ежегодно на Германию падает несколько септильонов (число с 24 нулями) снежинок, из которых не найти и двух одинаковых. Самая красивая снежинка - шестилучевая звезда - впервые была зарисована в 1555 году. Долгое время ученым трудно было сфотографировать снежинку под микроскопом. Первая удачная попытка состоялась в 1885 г. Она принадлежит американскому фермеру Уилсону Бентли, настолько увлеченному изучением этой темы, что даже прозванному "Снежинкой". За 46 лет неустанной практики У. Бентли создал коллекцию из 5 тыс. уникальных снимков, причем среди них нет двух одинаковых! Он называл их "снежными драгоценностями", и действительно можно подумать, что снимки изображают бриллиантовые украшения, сделанные искуснейшим ювелиром. К нему и на самом деле постоянно обращались ювелиры и художники из области прикладного искусства, пользуясь его альбомами как образцами для своих работ. Японский ученый Накая Укитиро называл снег "письмом с небес, написанным тайными иероглифами". Он первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо. Слово-магнит А теперь приступим к выполнению задания снежинок. Представим, что слова СНЕГ, СНЕЖИНКА - это слова-магниты, притягивающие слова. Нам с вами необходимо выписать из предложенных вам стихотворений, прозаических отрывков слова, словосочетания, характеризующие цвет, действие, звук снега, снежинок. Учащиеся работают с художественными текстами Видите, как много снежных слов мы записали и вместе с вами сделали открытие. Какое? Оказывается, одно и тоже явление природы каждый из авторов видит по-разному и по-разному описывает в своём произведении. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество оттенков снега в разное время дня и года. Обратите внимание на репродукции картин великих русских художников: "Февральская лазурь", "Снежные сугробы", "Белая зима" М. Грабарь, "Конец зимы. Полдень" К. Юон, "Март" Левитан, "Февраль. Подмосковье" Г. Нисский, "Пятна лунного света в лесу. Зима", "Солнечные пятна на инее", "Зима. Пятна света на крышах хат", "Закат в лесу" А. Куинджи, "Взятие снежного городка" В. Сурикова Художник не просто рисует на картине снег - он передаёт с помощью красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость и грусть. ? Какими красками рисуют художники? ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ Текст Итак, мы постепенно подошли с вами к выполнению самого трудного и самого интересного заданию - написанию собственного текста о снеге или снежинке. ? Каким типом речи вы воспользуетесь для того, чтобы описать всю красоту снега, неповторимость очертаний снежинки? (описанием) ? Как строится описание? (Композиция описания: Общая характеристика предмета описания или впечатления от него. Признаки предмета описания. Общая оценка предмета описания) ? Давайте попробуем составить примерный план вашего сочинения. Итак, в названии первой части вам необходимо передать свои чувства от увиденной снежинки - радость, грусть, удивление: Учащиеся предлагают свои варианты названия ? О каких отличительных признаках снежинки вы можете рассказать во второй части вашего сочинения? Учащиеся предлагают свои варианты названия ? Предложите названия для третьей части вашего сочинения - общей оценки снежинки. В результате работы может получиться следующий примерный план: I. Вот так снежинка! II. Снежинка:
III. Я буду помнить: (Лети, снежинка! До свидания, снежинка:) ? Языковыми средствами какого стиля вы воспользуетесь? (художественного стиля: сравнение, метафоры, эпитет, слова в переносном значении, олицетворение:) ? Какие части речи будут преобладать в вашем тексте? (существительные, прилагательные) Выводы Площадь-поляна встретила мальчика нестерпимой белизной. На поляне не было ни одного человека, и только большие снежинки все падали и падали... - Какие вы волшебницы! - восхищенно сказал им мальчик. - За одно утро вы так изменили город, что его теперь не узнать! Как хорошо, что его теперь не узнать... Но снежинки не отвечали, они радостно смеялись искрами солнца и все звали: - Давай играть! Давай играть! И маленький мальчик стал играть на белой полянке с веселыми снежинками... А вскоре появились и другие маленькие мальчики и девочки. Они стали играть все вместе, дети и снежинки. - Как с вами хорошо!.. - вдруг с грустью сказали снежинки. - А почему вы загрустили? - удивились дети и посмотрели в небо. - Мы уже уходим! - заискрились снежинки. - Мы сделали для этого города все, что смогли, и теперь пойдем дальше. Маленький мальчик тоже посмотрел в небо и увидел, что все меньше и меньше падает снежинок. - Не уходите! - испуганно закричал он. - Если вы уйдете, здесь скоро снова появится страшный город. - Что бы этого не произошло, ты должен сохранить красоту... - сказала пролетавшая рядом большая снежинка. - Да! Красоту надо беречь, о красоте надо заботиться, тогда не будет уродства! - сказал маленький мальчик: ? Что нового вы узнали на уроке? Какой эмоциональный заряд получили? ? Что вам предстоит сделать дома? В заключение мне хочется поблагодарить вас за работу и пожелать вам творческих успехов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |