Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1142 Федорова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы Тема: Фонетика Тип урока: Обобщение Форма урока: Брейн-ринг Цели урока:
Оборудование:
Организационный момент: класс делится на две команды (красные, синие), выбирается капитан каждой команды Учитель: Итак, команда красных – справа, команда синих – слева Сегодня мы проводим урок-игру, вам предстоит нелегкий бой, вы должны помогать своей команде, чтобы красные выиграли у синих, а синие смогли одолеть красных. А чтобы это произошло, вы должны все знания, полученные по теме “Фонетика”, показать, проявить. Что вы умеете? Какие вы внимательные? Как умеете логически мыслить? Вас ожидает немало интересного, но вы должны соблюдать девиз сегодняшней игры: “Быстро, внимательно, правильно”. За каждое задание, выполненное верно, команда получает очко. Если команда готова, капитан поднимает флажок своего цвета и называет фамилию отвечающего. Брейн-ринг I. Разминка. Разыгрывается первое очко. - В каком слове звуков больше, чем букв: 1) братья; 2) приезд; 3) коньки; 4) есть. (Ответ: приезд) - В каком слове все согласные звуки мягкие: 1) лишь; 2) плющ; 3) лечу; 4) цель. (Ответ: лечу) - В каком слове все согласные звуки твердые: 1) живет; 2) жила; 3) щука; 4) час. (Ответ: жила) - В каком слове есть согласный звук [ т] : 1) бедность; 2) отгремел; 3) учится; 4) предположить. (Ответ: предположить) - В каком слове есть гласный звук [ о] : 1) родные; 2) радость; 3) отказ; 4) шелковый. (Ответ: шелковый) II. Домашнее задание. Разыгрывается шестое очко. - Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:
(Ответ: 30) Учитель: этот прием называется звукопись. III. Задание на смекалку. Кто самый сообразительный? Разыгрываем седьмое очко. - Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа – налево. Он выполнил задание так: 1) тот; 2) дед; 3) шалаш. Правильно ли выполнено задание? (Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д’эт] ) - Дополнительный вопрос: А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа – налево? (Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш) - Молодцы, получаете еще одно очко. IV. Домашнее задание. Что за буква “ять”? (Ученики использовали книгу Л. Успенского “Слово о словах”) Учитель читает басню П. Матвиенко:
- О каких знаках идет речь? - Нужны ли эти знаки? - Где должны они стоять? - Что за буква ЯТЬ, которую изъяли из алфавита? - Какой закон фонетики действует в этой басне? (Ответ: оглушение) Учитель: Правильно ребята. Бесчисленное поколение школьников обливалось слезами, называя букву ЯТЬ буква-пугало, буква-страшилище. Сегодня существуют два знака для буквы Е: Е и Э. Но до 1918 года существовала буква ЯТЬ. И вот в 1918 году ее упростили в русском алфавите. V. Пятый раунд. Конкурс капитанов. Команда выдвигает капитана. - Задание: решить пропорцию: VI. Шестой раунд. Головоломка. - Задание: Найдите третий лишний: 1) конечно, нарочно, игрушечный; (Ответ: игрушечный) 2) что, чтобы, нечто; (Ответ: нечто) 3) чувства, баловство, да здравствует; (Ответ: да здравствует) 4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный; (Ответ: сочувствие) VII. Седьмой раунд. Кто быстрее? Выигрывает та команда, которая выполнит задание верно и быстро. - Написать звук на месте буквы С в словах: 1) просьба; (Ответ: [ з’]) 2) сшить; (Ответ: [ ш]) 3) сжечь; (Ответ: [ ж]) 4) слушать; (Ответ: [ с]) 5) синий. (Ответ: [ с’]) - Назвать слово, где есть звук [ С] ? (Ответ: слушать) VIII. Ребята, а теперь подсчитаем очки. Сколько очков у красных? Сколь очков у синих? Кто победил? Учитель: Да, победил русский язык! Использованная литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |