Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Праздник славянской письменности и культуры "Благо твори"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Праздник славянской письменности и культуры "Благо твори"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 760

Лыкова Лариса Григорьевна, учитель русского языка

Из зала под звон колоколов выходят дети в народных костюмах с плакатом - лентой, на которой написано “ День славянской письменности и культуры”. Устанавливают ленту на сцене.

Школьный хор исполняет гимн Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. (исполнение сопровождается видеорядом: икона Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, памятники Кириллу и Мефодию в Москве, Мурманске и др.) На экран проецируется надпись “Благо твори”.

Ведущий – 1.

“Идите и научите все племена”,- так сказало в Евангелие от Матфея. Научить мудрости, грамоте, доброму слову, творящему благо, целые народы и поколения…

Ведущий – 2 .

Сможем ли мы дети 21 века по-настоящему оценить миссионерский подвиг славянских просветителей, Кирилла и Мефодия.? Вот уже более десяти лет в нашей школе проводится праздник славянской письменности и культуры. Этот день для учащихся школы №50 – настоящее торжество славянской мысли и слова, преображение русской души и дань памяти первоучителям, несшим зерна учения сквозь гонения триязычников, нам славянам.

Древнее песнопение исполняют студенты Курской духовной семинарии

3) Ведущий – 1(на фоне музыки)

Св. апостол Павел говорил: “И неодушевленные гусли, если не производят звука, как понять их гудение? Так и вы, если издаете языком своим непонятные слова, как поймут то, о чем вы говорите? слова изреченные должны благо творить”.

Ведущий – 2 .

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей.

Ведущий – 1

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни. Обращение к истокам национальных культур славянских народов и их тесная взаимосвязь подчеркивают органическое единство и вместе с тем многообразие культурных традиций.

Ведущий – 2 .

День славянской письменности и культуры отмечается и государством, и Русской Православной Церковью. В эти дни внимание общественности особо обращено на “великий, могучий русский язык”, который пора очистить от налипшей на него “грязи” - слов - паразитов, засилья сленга (особенно это касается речи молодого поколения).

Ведущий – 1

Из “Повести временных лет” мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В “Житии Константина-Кирилла” тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке.

Ведущий – 2 .

И вот какой интересный разговор приводится между византийским царем Михаилом и Константином.(можно разыграть диалог)

“Философ, - обращается к Константину царь, - знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты”.

Отвечал Философ: “Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них ест буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде”.

Говорил ему снова царь: “Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим”. Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

Ведущий – 1

В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки Библии.

Ведущий – 2 .

В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов.

Ведущий – 1

Кроме Священного Писания, Константин, а потом и Мефодий переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или его пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, - это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. А “Повесть временных лет” свидетельствует:

“Повелея всякому нищему и убогому приходити на двор княжев, взимая всякую потребу, житие и ядение”

Ведущий – 2

с переводом Библии впервые заговорили на Руси о любви к ближнему, о помощи “сирым и убогим”.

Ведущий – 1

Русская летопись гласила: “Повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княж, взимати всякую потребу, питие и ядение”. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение любви к ближнему, как сотворение блага.

На сцену выходят ведущие (взрослый и ребенок)

Ведущий-ребенок читает стихи И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. (1915)

Взрослый ведущий:

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче. (Б. Ахмадуллина. 1962)

Вед.

В житии Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божье. Веками, поколениями, рос исполинский русский язык русский язык, предназначенный для слова доброго:

ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.

Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверов горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в неволе,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.

Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.

Ты - выше цены и расценки -
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.(слайды с изображением мельницы)

песня “Кололкольчик”(слайды с изображением русской тройки)

Живи и здравствуй, Русь святая! (сценка)

На сценическую площадку выходит с гуслями Боян. Он трогает руками фонограмма тихой старинной мелодии.

Боян.

Молюсь я Богу словами древними,
Словами мудрыми, - их буквы создали.
А буквы старые, что от Кириллицы.
Звучат в усладу нам – славянам, русичам.
Глаголь, добро, земля, покой, омега, аз,
Есть, веди, буки, и, живете, мыслете…

Из-за кулис выходит Нестор. Подходит к Бояну, обнимает его.

Нестор.

Спасибо, старче, за память добрую,
Да вспомним вместе мы славян Болгарии:
Кирилла мудрого, а с ним – Мефодия,
Что научили нас уму-разуму.

Боян.

С тех пор Кириллицу славяне приняли,
И лучшей азбуки нам не сыскать-
Ею писаны слова церковные
И книги светские про житие князей.

Нестор. Предпринятое князем Владимиром в конце Х века официальное введение христианства в государственной религии способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности культуры на Руси. И основной азбукой стала Кириллица. А Кирилл и Мефодий стали для славян святыми.

Боян. Кириллицей написана и твоя повесть, мудрый летописец.

“Да никто же не дерзнет рещи, яко ненавидим богом есмы! Да не будеть! Кого бы тако Бог любить, яко же нытако почел есть, яко же ны прославил есть и воз-несе? Никого же!” Какие слова! Они наполнены верой в Бога.

О святая Русь, светлоокая!
Твой народ Богу славу поет,
Богу славу поет, восхваляючи…

Владимир. Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Высокие снежные горы, степей необъятный простор. Это – Россия!

Нестор. Ты смотришь в нежно-голубое небо. Бредешь лесными тропинками. Шагаешь по большаку. Это – Россия!

Боян. Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. И это – Россия!

Владимир. Время оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, камнях, руинах, в сердце.

Нестор. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя.

Боян. История – в песне народной, в музыке композитора, в летописи времен.

Школьный жор исполняет “Славься” из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”

Ведущие: как часто приходилось защищать Россию от набегов иноверцев ,как часто приходилось беречь свой язык .на сцене клуб исторического фехтования “Хорт”, Русь 11 -13 век

Чтец:

Хорошее слово -
Как влага в пустыне,
Как спичка, когда твоя кровь уже стынет,
Как мост над ущельем,
Спадающем круто,
как это кольцо на чехле парашюта.
А слово плохое –
Как брошенный камень:
Его не догонишь, не схватишь руками.
Оно разбивает оконные рамы,
Оно оставляет глубокие раны
Оно на гранату похожим бывает,
Оно убивает,
Людей убивает!
Упрячьте, забудьте жестокое слово,
Ищите хорошее
Снова и снова
И людям дарить не считайте за труд –
Они его вам
Непременно вернут.

Ведущие. В 2009 году на празднике славянской письменности стартовала акция “школа №50 - территория без сквернословия”. Когда как не сегодня вновь сказать о чистоте языка , о его экологии, ведь столько сил, столько лет жизни отдали на его создание Кирилл и Мефодий.

Из писем Д.С.Лихачева о доброте (читают 2-3обучающихся) (слайд с портретом Д.С.Лихачева)

Письма.

  1. Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
  2. Дело в том, чтобы быть одетым щегольской.
  3. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности и по большей части щеголь стоит на грани смешного.
  4. Надо быть одетым чисто и опрятно в том стиле который больше всего вам идет в зависимости от возраста.
  5. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.
  6. Профессорская шляпа и черный строгий черный костюм не возможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
  7. А как расценить отношение к языку, которым мы говорим?
  8. Язык в большей мере, чем одежда свидетельствует о вкусе человека о его отношении к окружающему миру к самому себе.
  9. Бравирование грубостью в языке как и бравирование грубостью в манерах неряшеством в одежде распространеннейшее явление и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости а вовсе не о силе.
  10. Говорящий стремится грубой шуткой резким выражением иронией циничностью подавить в себе чувство страха, боязни просто опасения.
  11. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.
  12. Это происходит полусознательно.
  13. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, не интеллигентности, а иногда и жестокости.
  14. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых циничных бесшабашно ироничных выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.
  15. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать что они выше тех явлений, которых на самом деле боятся.
  16. В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость.
  17. “Плюющиеся словами” люди потому и демонстрируют свое призрение к травмирующим их явления в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
  18. По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
  19. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
  20. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
  21. И по тому, как человек говорит , мы сразу легко можем судить о том с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной “закомплексованности”.
  22. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
  23. Но хоть и трудно – это надо, надо.
  24. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и наше личности нашей души, ума нашей способности не поддаваться влияниям среды если она затягивает.

Финал

(на сцену выходят все участники праздника)

Сколько необдуманных поступков может совершить человек… Поддаваясь эмоциям, уходя от реальности и впадая в депрессии. Но почему же мы не задумываемся о тех, кто может пострадать от этих поступков? Сколько негатива несет за собой одно неприятное слово, а уж сколько обвиняющий монолог? Причем не всегда это бывает оправданно…Как же важно иметь рядом с собой того человека, который сможет поддержать и успокоить!.. Давайте помогать друг другу, не оставлять друзей одних разгребать свои проблемы…Чего нам стоит просто иногда поинтересоваться “как у тебя дела?”. А вдруг этим вопросом мы можем спасти и так напряженный мозг человека от взрыва? Быть может сейчас человеку, которого мы любим и ценим плохо?! Чего нам стоит просто сказать лишний раз о своей благодарности, любви другим, близким людям? Как приятно, засыпая, подумать: “а ведь я кому-то нужен!”

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, Друзья, всегда,
Друг другу желать Блага!
девочки о доброте (стихи Евтушенко)

Финальная песня о России.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21