Преподавание литературы Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1393 Нагорнова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: на партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах по 3 – 4 человека, вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры. Оформление доски: запись темы урока, эпиграфа к уроку, план исследования проблемы, модель, символизирующая счастливую семью. Ход урока.1. Организационный момент. Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи
2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы. Учитель: Какое слово является ключевым в теме урока? Учащиеся называют свои варианты В ходе урока мы придём к единому мнению. Мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения.
Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах семей… (открываем доску и перечисляем)
Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза). На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока. Учитель: Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах, внимательно прочтите их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха! 3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям 1 группа. “Семья Ростовых” План задания.
2 группа. “Семья Болконских” План задания.
3 группа. “Наташа и Пьер Безуховы”. План задания.
4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”. План задания.
4. Представление результатов групповой работы. Учитель: Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на “лучах солнца”, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи. 1 группа 1 лучик: любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность; 2 лучик: любовь. Учитель: Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских. 2 группа 1 лучик: требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство. 2 лучик: чувство долга. Учитель: Как вы понимаете значение слов “патриотизм”, “благородство”, “порядочность”? Вот какое определение этих слов даётся в словаре Ожегова. После словарной работы с учащимися на доску вывешиваются эти слова с лексическим значением. Учитель: “Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”, - сказал старый князь. “Служба прежде всего”. В этой семье превыше всего – чувство долга. - Какая семья представляется Толстому идеальной? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера? 3 группа. 1 лучик: любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга. 2 лучик : мысль Какое ключевое слово звучит и в теме урока, и среди нравственных ценностей семьи Наташи и Пьера? Иногда люди не понимают друг друга, хотя говорят на одном языке. А Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит о их внутренней, духовной, связи. Почему же не удался союз Пьера и Элен? Об этом нам расскажет 4 группа. 4 группа. Предполагаемые ответы учащихся. 1 вариант. На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз. 2 вариант. Дети пишут: 1 лучик - корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними. 2 лучик – расчет Можем ли мы поместить эти лучики в нашу модель счастливой семьи? Учитель: Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции? С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы. А теперь, когда мы рассмотрели все семьи, постарайтесь ответить, почему мы расположили их не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались? Беседа и вывод: Первые три семьи объединяет понятие “счастливая семья”, а союз Пьера и Элен семьёй назвать нельзя. Учитель: Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную, связь и гармонию. 5. Рефлексия. Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи. Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21? Ответы каждой группы. Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок-диалог и это поможет вам. 6. Итог урока. Комментированное выставление оценок. Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |