Преподавание литературы Конспект урока литературы в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2363 Масленникова Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Дидактические задачи, направленные на достижение целей:
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, рисунки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова.
Ход урока 1. Организационно-психологический этап: 2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Мы с вами прочитали сказ Лескова “Левша”, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и тестирование по литературным терминам. а) Конкурс на внимательного читателя.
б) проверка литературных терминов: Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Основная часть урока. 3. Этап постановки темы, цели, задач урока. Все задания помогут осмыслить сложную тему сегодняшнего урока: “Образ русского праведника в сказе Лескова “Левша”. (Тема записывается в тетрадь.) Задача сегодняшнего урока – выделить всё самое важное из предыдущих уроков по 2-ум причинам:
Отвечая на первый вопрос, мы познакомимся с новыми словами нравственной тематики, отвечая на 2-ой, будем развивать умение анализировать текст 4. Этап актуализации знаний и умений учащихся. Устная работа по теории литературы. – Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.) (Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. В сказе имеются следующие особенности: обрамление сюжета, причём обрамляющие эпизоды имеют нравственно – поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).
Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей. – Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-новому. Сказ у Лескова служит изображению любимых персонажей, именуемых праведниками. (Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске.) 5. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре. На доске записываются толкования как результат проведённой словарной работы: ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.). – А какие Заповеди Божии знаете вы? В тетрадях учащихся появляется итоговое определение: Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим. – Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства. (Вывод записывается в тетрадь.) – Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.) В результате семантизации как важного элемента словарной работы в тетрадях учащихся появляется запись: Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. – Итак, мы с вами выяснили, что означает слово “праведник”, и теперь перед нами возникает очень сложная проблема, решить которую мы должны на этом уроке. Проблема следующая: является ли левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён левша в произведении. Для этого нам нужен текст. Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”. – Как раскрывается характер левши в этом эпизоде? На доске и в тетрадях появляется запись: Левша: Зачитывается письменная работа ученика (домашняя работа к уроку). Работа с пословицами. Какая из пословиц созвучна теме урока? Гордость бедностью смиряется. (Записывается на доску и в тетрадь.) Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, человек достоин сочувствия и уважения. – Что сообщает левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует. (У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский полшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.) Зачитывается письменная работа учащейся (домашняя работа к уроку). 6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения. Рассказ о левше по плану (с опорой на текст): А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”. Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”. В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”. Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”. Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”. – Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план? (Православная вера “…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”; Письменная работа учащегося (домашняя работа). 7. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что левша – образ русского праведника. 8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем. Диагностика фактологических знаний учащихся Вывешиваю таблицу:
Графы: “Выставка рисунков”, “Письменные работы”, “Индивидуальные задания” – заполняются во время изучения сказа Лескова “Левша”, до урока. Графы: “Конкурс на внимательного читателя”, “литературные термины” – учителем во время урока, не отвлекая внимания учащихся. Графа “Ответы на уроке” заполняется учителем перед всем классом, комментируя оценки. 9. Домашнее задание: к внеклассному чтению подготовить рассказ Лескова “Человек на часах”. Найти тему, созвучную сегодняшнему уроку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |