Сочинения по литературе и русскому языку Доклад: Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 828 Доклад выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е. Московский Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет Москва 2005 Главный герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними, прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе. Главный герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы. За день грибов насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно поет, Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи, Рожки точены, рисованы очи. Много лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем: За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем: "Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить можно".- "А леший?"- "Не верю! Раз в кураже я их звал - поджидал Целую ночь,- никого не видал! И не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край». Конкретно названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…) Отмечены неповторимые признаки деревеньки Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах ( Всю эту местность вода понимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция) … Мазай определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях и природных ресурсах «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками её не давили;… Часть известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»), как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях («Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного приумножается. Читатель получил возможность и подумать и поверить. В прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с собой горшок с угольками. Ходит с ружьишком другой зверолов, Носит с собою горшок угольков. «Что ты таскаешь горшок с угольками?» Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь сослежу, Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки погрею, Да уж потом и палю по злодею! «Вот так охотник!» – Мазай прибавлял. Я, признаюсь от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских ( Чем они хуже, однако дворянских?) Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев. Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. В эпизоде с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы. Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. "То - то!- сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!" Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка. Взял и его - тягота невелика! Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха - Еле жива, а толста как купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж было. Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. Он понимает как опасна перегрузка лодки. "Взял бы я вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и находку - Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок... Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своем намерении спасти зайчиков. Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: "Глянь - ко: что делает старый Мазай!" Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись». Только на лодке две пары осталось - Сильно измокли, ослабли; в мешок Я их поклал - и домой приволок, За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись. В самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым. Мы за деревней в реке очутились. И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки охоты: « Не попадайтесь зимой!» Я их не бью ни весною, ни летом: В некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды. Неназойливо включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |