Преподавание русского языка Спряжение глаголов с безударным личным окончаниемNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4475 Артемьева Гузаль Мирзагитовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (5,05 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: сформулировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, составить схему-алгоритм определения спряжения глагола. Задачи урока:
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, ЦОР (презентация Microsoft Office Power Point), путевые листы, с заданиями для каждого ученика (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), карточки с алгоритмами (Приложение 4), учебник русского языка для 5-го класса авторы Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 1–2) (Слайд 3)
Сегодня у нас необыкновенный урок, урок – путешествие. Мы за знаниями отправляемся в замечательную страну. Отгадайте в какую?
Учащиеся: Это глаголы. Учитель: Действительно эта страна называется Глаголия . (Слайд 4) Здесь есть необыкновенные города с замечательными жителями, о которых мы говорили на прошлых уроках. Вот город Виды, разделенный на два района Совершенный и Несовершенный. А дальше расположены маленькие городки со своими микрорайонами: город Лицо с 1, 2, 3-мя микрорайонами, город Число с Единственным и Множественным микрорайонами, которые очень дружны с городами Глаголии, город Время со своими Прошедшим, Настоящим, Будущим микрорайонами. В прошедшем микрорайоне находится квартал Роды. А вот и город, в который мы сегодня с вами направимся – это город Спряженск. Итак, прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны отметить дату отправки и куда направляемся. Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока “Спряжение глаголов с безударным личным окончанием”. Чтобы путешествие было приятным, интересным и познавательным нужно повторить все, что мы знаем об этой стране. У всех у вас на парте путевой лист, который мы во время путешествия должны заполнить. Счастливого пути! 2. Актуализация знаний. (Слайды 5–6) 1) Восстановите “слепой” текст пропущенными словами. (Ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. Сначала ребята заполняют самостоятельно на путевом листе, а потом проверяется по слайдам.) (Учащиеся отвечают, при несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения.) После ответа ребят учитель открывает правильный ответ на слайде. а) Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом. 2) На доске схема. Что нужно написать вместо знаков вопроса? Если ответите правильно, то мы попадем в город Спряженск. (Слайд 7)
Ребята отвечают на вопрос и выясняют, какие окончания имеют глаголы 1-го спряжения и глаголы 2-го спряжения. 3. Работа со словарем. Учащиеся работают по толковому словарю и выясняют значения слов (Слайд 8). На слайде 8 открывается лексические значения этих слов, чтобы ребята зрительно запомнили значения и написания слов. Учитель: А теперь я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Глаголия. И нам нужен гид. 4. Первая остановка “Орфографическо-повторительная”. (Слайд 9–11) (Орфографическая минутка с повторением темы “Спряжение глагола”, пройденного в начальных классах.) Учитель: Дорогие ребята, на этой остановке вам нужно будет обратиться к карточке № 2, которые у вас на партах и выполнить задания. Это поможет нам вспомнить о том, какие жители есть в городе Спряженске и в каком они микрорайоне живут. а) Карточка № 2 с дифференцированными заданиями. Потренируйтесь в определении спряжения глаголов. Не забудьте выделить окончания. Учащиеся работают на карточках по группам. Задание для 1-й группы. Е(е) или и в окончаниях глаголов. (Слайд 9)
Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? Задание для 2-й группы. (Слайд 10) Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа. Выделите окончания и определите спряжение. Строить – Какие глаголы – исключения вам встретились? Задание для 3-й группы. (Слайд 11) Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания. Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. Какие глаголы – исключения вам встретились? Какие еще глаголы – исключения 2-го спряжения вы знаете? Вывод: Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 5. Остановка “Теоретическая”. Изучение нового материала. (Слайд 12–15) (Ребята отвечают на вопросы учителя – гида. Знакомятся с правилом на стр. 267,составляют коллективно на доске схему – алгоритм по параграфам 119, 120. После этого учитель раздает готовый алгоритм учащимся.) а) Решение проблемного вопроса. Учитель – гид. Как правильно сориентироваться в 1 и 2 микрорайонах города Спряженска? Учащиеся: Нужно больше узнать об отличиях микрорайонов города и составить схему. Гид: Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемному вопросу.) (Слайд 12) (При доказательстве можно воспользоваться примерами из карточки.) Учитель – гид: Как проверить верность наших выводов? Учащиеся: Надо обратиться к научной информации. б) работа с учебником Учитель – гид: Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 267. Прочитайте правило. в) Составление алгоритма. (Слайд 13) – А теперь составим схему города Спряженска. (Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.) – Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени? Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола. – Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: – А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма. а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа. (Слайд 14) Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: Учитель: Используя алгоритм, рассуждайте так. Образец рассуждения. (Слайд 15) 5. Остановка “Здоровье”. Проводится физкультминутка. Путешествие утомляет, пора подумать об отдыхе. (Слайд 16)
7. Остановка “Закрепление” Давайте потренируемся в правильном ориентировании по 1 и 2 микрорайону Спряженска. (Слайд 17) Ребята выполняют упражнение и делают выводы. а) Упражнение 680, 681. Учитель: Какие выводы по этим упражнениям вы можете сделать? Вывод:
Учитель: Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени? Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого посмотрите на наш алгоритм: а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа. Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: Коллективная проверка индивидуальной работы. б) Карточка № 3. Задание выполняют устно. (Слайд 18) Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы – орфограммы. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.
8. Самостоятельная работа. (Слайд 19) Найдите продолжение пословиц и соедините. Вставьте пропущенные буквы – орфограммы, раскройте скобки.
Запишите последнее предложение– пословицу. Выполните ее синтаксический разбор. В каких пословицах речь идет о труде? Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое. 9. Итог урока. (Слайд 20) Какова была тема урока? 10. Рефлексия. (Слайд 21) Кому стало легче определять окончание глаголов? 11. Домашнее задание. (Слайд 21) Правило стр. 267, упр. 682. Дополнительное задание № 5. (Слайд 22) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |