Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 4475

Артемьева Гузаль Мирзагитовна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5,05 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: сформулировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, составить схему-алгоритм определения спряжения глагола.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глагола;
  • закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глагола;
  • сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме и по форме глагола 3 лица множественного числа;
  • развивать умение различать глаголы 1-го и 2-го спряжения, различать глаголы-исключения;
  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  • развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, ЦОР (презентация Microsoft Office Power Point), путевые листы, с заданиями для каждого ученика (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), карточки с алгоритмами (Приложение 4), учебник русского языка для 5-го класса авторы Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 1–2)

(Слайд 3)

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш девиз “Хочу все знать”

Сегодня у нас необыкновенный урок, урок – путешествие. Мы за знаниями отправляемся в замечательную страну. Отгадайте в какую?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

Учащиеся: Это глаголы.

Учитель: Действительно эта страна называется Глаголия . (Слайд 4)

Здесь есть необыкновенные города с замечательными жителями, о которых мы говорили на прошлых уроках. Вот город Виды, разделенный на два района Совершенный и Несовершенный. А дальше расположены маленькие городки со своими микрорайонами: город Лицо с 1, 2, 3-мя микрорайонами, город Число с Единственным и Множественным микрорайонами, которые очень дружны с городами Глаголии, город Время со своими Прошедшим, Настоящим, Будущим микрорайонами. В прошедшем микрорайоне находится квартал Роды.

А вот и город, в который мы сегодня с вами направимся – это город Спряженск.

Итак, прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны отметить дату отправки и куда направляемся. Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока “Спряжение глаголов с безударным личным окончанием”.

Чтобы путешествие было приятным, интересным и познавательным нужно повторить все, что мы знаем об этой стране. У всех у вас на парте путевой лист, который мы во время путешествия должны заполнить. Счастливого пути!

2. Актуализация знаний. (Слайды 5–6)

1) Восстановите “слепой” текст пропущенными словами.

(Ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала. Сначала ребята заполняют самостоятельно на путевом листе, а потом проверяется по слайдам.)

(Учащиеся отвечают, при несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения.)

После ответа ребят учитель открывает правильный ответ на слайде.

а) Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
б) Не с глаголами пишется … (раздельно).
в) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в…(единственном) числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам).
е) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).
е) Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

2) На доске схема. Что нужно написать вместо знаков вопроса? Если ответите правильно, то мы попадем в город Спряженск. (Слайд 7)

? -ем(ем)
-ешь(-ешь)
-ете(ете)
-ет (ет)
-ут(ют)
? -им
-ишь
-ите
-ит
-ат(ят)

Ребята отвечают на вопрос и выясняют, какие окончания имеют глаголы 1-го спряжения и глаголы 2-го спряжения.

3. Работа со словарем. Учащиеся работают по толковому словарю и выясняют значения слов (Слайд 8).

На слайде 8 открывается лексические значения этих слов, чтобы ребята зрительно запомнили значения и написания слов.

Учитель: А теперь я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Глаголия. И нам нужен гид.
Вопрос: Кто такой гид?
– Что же такое экскурсия? …..
Гид – человек, сопровождающий туристов и знакомящий их с местностью, с местными достопримечательностями.
Экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
– С какой же целью мы совершим экскурсию?
(Мы совершим экскурсию с образовательной целью).
– Да, ведь наша цель – во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем о правилах и законах тех жителей, которые населяют этот город и узнать что– то новое.

4. Первая остановка “Орфографическо-повторительная”. (Слайд 9–11)

(Орфографическая минутка с повторением темы “Спряжение глагола”, пройденного в начальных классах.)

Учитель: Дорогие ребята, на этой остановке вам нужно будет обратиться к карточке № 2, которые у вас на партах и выполнить задания. Это поможет нам вспомнить о том, какие жители есть в городе Спряженске и в каком они микрорайоне живут.

а) Карточка № 2 с дифференцированными заданиями.

Потренируйтесь в определении спряжения глаголов. Не забудьте выделить окончания.

Учащиеся работают на карточках по группам.

Задание для 1-й группы. Е(е) или и в окончаниях глаголов. (Слайд 9)

1-й вариант
вед..шь
скольз..т
шурш..м
нес..те
клад..т
молч..шь
крич..т
зов..м
ль..те
пь..т
2-й вариант
сто..шь
по..т
жд..м
вез..те
благодар..т
говор..шь
бер..т
плыв..м
жив..те
ль..т

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему?

Задание для 2-й группы. (Слайд 10)

Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа. Выделите окончания и определите спряжение.

Строить –
Клеить –
Таять –
Лелеять –
Брить –
Стелить –
Бороться –
Жалить –

Какие глаголы – исключения вам встретились?

Задание для 3-й группы. (Слайд 11)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика глаголы с окончаниями 1-го спряжения и 2-го спряжения. Выделите окончания.

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Какие глаголы – исключения вам встретились? Какие еще глаголы – исключения 2-го спряжения вы знаете?
В качестве проверки учащиеся могут поменяться маршрутными – листами своей группы и связывают их с образцом на доске.

Вывод: Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

5. Остановка “Теоретическая”. Изучение нового материала. (Слайд 12–15)

(Ребята отвечают на вопросы учителя – гида. Знакомятся с правилом на стр. 267,составляют коллективно на доске схему – алгоритм по параграфам 119, 120. После этого учитель раздает готовый алгоритм учащимся.)

а) Решение проблемного вопроса.

Учитель – гид. Как правильно сориентироваться в 1 и 2 микрорайонах города Спряженска?

Учащиеся: Нужно больше узнать об отличиях микрорайонов города и составить схему.

Гид: Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемному вопросу.) (Слайд 12)

(При доказательстве можно воспользоваться примерами из карточки.)

Учитель – гид: Как проверить верность наших выводов?

Учащиеся: Надо обратиться к научной информации.

б) работа с учебником

Учитель – гид: Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 267. Прочитайте правило.

в) Составление алгоритма. (Слайд 13)

– А теперь составим схему города Спряженска.

(Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.)

– Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение?

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – 1-е спряжение.

Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа.

(Слайд 14)

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:
если окончание – ут, – ют – 1-е спряжение, то пишем – е
если окончание – ат, – ят – 2-е спряжение, то пишем – и.

Учитель: Используя алгоритм, рассуждайте так. Образец рассуждения. (Слайд 15)

5. Остановка “Здоровье”. Проводится физкультминутка. Путешествие утомляет, пора подумать об отдыхе. (Слайд 16)

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.(Ходьба на месте)

7. Остановка “Закрепление” Давайте потренируемся в правильном ориентировании по 1 и 2 микрорайону Спряженска. (Слайд 17)

Ребята выполняют упражнение и делают выводы.

а) Упражнение 680, 681.

Учитель: Какие выводы по этим упражнениям вы можете сделать?

Вывод:

  • видовая пара глаголов относится к одному спряжению, если образование вида произошло без суффикса: писать – написать, обедать – пообедать. (Упр. 680)
  • глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. (упр.681)

Учитель: Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?

Учащиеся: Надо определить спряжение глагола. Для этого посмотрите на наш алгоритм:

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – II спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – I спряжение.

Учащиеся: Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа.

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:
если окончание – ут, – ют – 1-е спряжение, то пишем – е
если окончание – ат, – ят – 2-е спряжение, то пишем – и.

Коллективная проверка индивидуальной работы.

б) Карточка № 3. Задание выполняют устно. (Слайд 18)

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы – орфограммы.

Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Сберегу, терплю, слушаю, увлеку (терплю – 2-е спр.)
  2. Собира..м, вскоч..м, натира..м, замерза..м (вскочим – окончание -им, сов.в.)
  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)

8. Самостоятельная работа. (Слайд 19)

Найдите продолжение пословиц и соедините. Вставьте пропущенные буквы – орфограммы, раскройте скобки.

1. Работа и муча..т, 1. а от труда здорове..т.
2. Кто труд люб..т 2. (не) выруб..шь топором.
3. Человек от лени боле..т, 3. долго спать (не) буд..т.
4. Напиш..шь пером, 4. и корм..т, и уч..т.
5. Всякая работа 5. мастера хвал..т

Запишите последнее предложение– пословицу. Выполните ее синтаксический разбор.

В каких пословицах речь идет о труде?

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

9. Итог урока. (Слайд 20)

Какова была тема урока?
А проблема?
Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
Выставление оценок. Учащиеся сдают маршрутные листы.

10. Рефлексия. (Слайд 21)

Кому стало легче определять окончание глаголов?
Кто остался на том же уровне что и в начале урока?
Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола.

11. Домашнее задание. (Слайд 21)

Правило стр. 267, упр. 682.

Дополнительное задание № 5. (Слайд 22)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21