Преподавание литературы
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Филологии" (игра по станциям для 5–6-х классов)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1170
Обрезкова Елена Анатольевна, Зав. библиотекой Заранее делается объявление об игре (Приложение 1), вывешивается карта путешествия (Приложение 2), оформляются станции (Приложение 3). Начало игры: линейка для команд-участниц. Ребятам раздаются путевые листы (Приложение 4), разъясняются правила игры (Каждая команда проходит 6 станций. Время пребывания на станции – 5 минут, переход на другую станцию – 2 минуты). На каждой станции игроки сразу же получают заработанные баллы, их выставляют в путевой лист ведущие – члены жюри (в нашей школе хорошими помощниками членов жюри оказались старшеклассники – ученики 8-9 классов, которые фиксировали баллы, вели фотосъёмку), там же отмечают наиболее отличившихся ребят. Члены жюри последней станции для каждой команды выставляют общий балл за игру). В конце – линейка, на которой подводятся итоги, выслушиваются члены жюри, проходит награждение команд и наиболее отличившихся ребят. Ход игры Станция 1. Литературная. 1 тур. Разминка. (Один ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов.) - Сестра доктора Айболита? (Варвара.)
- Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
- Как звали трех медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
- Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести-сказке Лазаря Лагина? (Старик Хоттабыч.)
- Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
- Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
- С какими словами обращалась царица к зеркальцу? («Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
- Что кричал Петушок, сидя на спице? («Кири-куку, царствуй лёжа на боку!»)
- Сколько лет жил Робинзон Крузо на необитаемом острове? (28)
- Как звали трёх толстяков в сказке «Три толстяка»? (Имён нет.)
2 тур. Чей портрет? (Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор. Максимум – 20 баллов.) - Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
- Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
- «Весёленько поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава да цветы лесные. На березе уже листочки зашумели. А она того больше старается, припевать стала…» Кто это? (Огневушка-поскакушка. П. Бажов «Огневушка-поскакушка».)
- «Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки – как вилы, ноги – как придорожные столбы, рот – как пещера, а глаза метали искры.» Кто это? (Джинн из сказки «Алладин и волшебная лампа».)
- «Между тем росла, росла
Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».) - «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
- «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда…, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)
- «Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький.» Кто это? (Карлик Нос. В. Гауф «Карлик Нос».)
- «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
3 тур. Знаете ли вы басни Крылова? Вашему вниманию мы предлагаем «Кавардак из басен Крылова». Вы должны узнать, из каких басен составлено наше «произведение». Всего их восемь. (Одна правильно названная басня – 1 балл. Максимум – 8 баллов.) Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала. (1) А Васька-кот в углу, Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. (2) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надо ж беде случиться, (3) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала. (4) «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай!» (5) У кумушки глаза и зубы разгорелись. (6) Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. «Что, кумушка, беда! – он говорит. – Ни косточкой не мог Нигде я поживиться; Меня так голод и морит. (7) Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей» (8) «Бедняжка куманёк! Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог: Я куму услужить готова». И серый рыцарь мой, Обласкан по уши кумой, Пошёл домой. (7) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (4) Ответы: 1 – «Свинья под дубом»; 2 – «Кот и повар»; 3 – «Волк и Ягнёнок»; 4 – «Ворона и Лисица»; 5 – «Демьянова уха»; 6 – «Лисица и Виноград»; 7 – «Волк и Лисица»; 8 – «Стрекоза и Муравей». Станция 2. Театральная. 1 задание. Скороговорю. Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов. Марина грибы мариновала, Марина грибы перебирала. Летят три пичужки Через три пусты избушки. Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей. Две мыши поплоше Несли по два гроша. В аквариуме у Харитона. Четыре рака да три тритона. Вася косит косилкой свежий овёс. Шёл Глеб с хлебом, Шла Оля с солью. Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть, И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт. 2 задание. Инсценировка. Это может быть домашнее задание: подготовить сценку о книге, библиотеке, языке. Это может быть данное задание: проинсценировать отрывок, стихотворение. (Максимум – 5 баллов.) Станция 3. Словарная. Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? Выполните задания со словарями. (Максимум – 16 баллов за все выполненные задания.) - Расставьте ударения в словах: каталог, торты, жалюзи, звонит, включишь.
- Из какого языка пришло к нам слово «абракадабра»?
- Растолкуйте слова: гравюра, автограф, словарь, плагиат, манускрипт.
- Подберите родственные по смыслу слова к слову «трудолюбивый».
Станция 4. Знатоки языка 1) Прочитайте фразу так, чтобы смысл её каждый раз менялся (всего 4 варианта) (4 балла максимум): теперьяподнимитетоже. (Теперь я, поднимите тоже; теперь я, подними те тоже; те перья подними, те тоже; те перья поднимите тоже.) 2) Четвёртый лишний. Найти в ряду из четырёх слов лишнее, аргументировать свой ответ (2 балла): - носок, мозоль, георгин, помидор (мозоль – ж.р.);
- магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь (вестибюль – м.р.).
3) Назвать слова, имеющие пару для обозначения женщины данной профессии: агроном, журналист, врач, диктор, скрипач, учитель, редактор, дирижёр, корректор, приёмщик, певец, тракторист, композитор, спортсмен, геолог, писатель (журналист, скрипач, учитель, приемщик, певец, тракторист, спортсмен, писатель, 8 слов, 8 баллов.) Станция 5. Игровая. 1 игра. Пословицы. Знаете ли вы пословицы о слове и речи? Собери пословицу из набора слов. Кто больше? (1 пословица – 1 балл.) - Добрым словом и бездомный богат.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Язык до Киева доведёт.
- На добрый привет добрый и ответ.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
- Азбука – к мудрости ступенька.
2 игра. Составь слова. Составить как можно больше слов по конструкции (Максимум – 10 на первую, 10 – на вторую; 1 слово – 1 балл): 3 игра. Образуй слова от корня. Даны корни: стол, дом, кот, слово. Выбрать один, подыскать к нему как можно больше производных слов. (Слово – 1 балл.) 4 игра. Составь новые слова. Из данного слова составить как можно больше слов (имён существительных) из букв, образующих это слово. Добавлять другие буквы нельзя. Слова: фотография, экскурсионная. (1 слово – 1 балл.) 5 игра. Назови слова, противоположные по значению. Слова (8 баллов): - Тонкий (толстый).
- Низкий (высокий).
- Острый (тупой).
- Здоровый (больной).
- Чистый (грязный).
- Победа (поражение).
- Громкий (тихий).
- Тяжёлый (лёгкий).
Станция 6. Библиотечная. Вопросы (1 вопрос – 1 балл, максимум – 26 баллов): - Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как «книжный дом».)
- В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
- Для чего библиотекарь каждый день не единожды задаёт один и тот же вопрос: «Фамилия, имя, класс?» (чтобы найти и заполнить формуляр читателя.)
- Что такое титульный лист, что по нему можно узнать о книге? (Это первая страница книги, на ней помещены основные сведения об издании: название, имена авторов, наименование издательства, место и год издания.)
- Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? (От корки до корки.)
- Почему мы говорим «писать с красной строки»? (Выражение пришло из Средних веков, когда первая буква абзаца или раздела писалась особым, красивым образом, часто красными чернилами.)
Закончите пословицы: - Грамоте учиться – (всегда пригодится).
- В книге ищи не буквы, а (смысл).
- Книга твой друг, без неё (как без рук).
- Дом без книги, как (человек без души).
- Нет умного соседа – (с книгой беседуй).
Отгадайте загадки: - Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
- Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка.)
- Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат – ожидают, кто их отгадает. (Буквы.) - Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо.)
- Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка, карандаш.)
А сейчас проверим, какие вы читатели. Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение. Список авторов: - Г.Н. Троепольский.
- В.К. Железников.
- Ю.К. Олеша.
- Л. Кэрролл.
- А. Линдгрен.
- Д. Браун.
- В.П. Астафьев.
- К.Г. Паустовский.
- Д. Роулинг.
- А.С. Пушкин.
Список произведений: - «Три толстяка».
- «Руслан и Людмила».
- «Рони, дочь разбойника».
- «Конь с розовой гривой».
- «Заячьи лапы».
- «Гарри Поттер и тайная комната».
- «Белый Бим, черное ухо».
- «Код да Винчи».
- «Алиса в Зазеркалье».
- «Чучело».
Ответы: - Г.Н. Троепольский – «Белый Бим, черное ухо».
- В.К. Железников – «Чучело».
- Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
- Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
- А. Линдгрен – «Рони, дочь разбойника».
- Д. Браун – «Код да Винчи».
- В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой».
- К.Г. Паустовский – «Заячьи лапы».
- Д. Роулинг – «Гарри Поттер и тайная комната».
- А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».
Список литературы: - Библиотечные уроки. Выпуск 1: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний/Сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Глобус, 2007. – С. 56,116, 118, 152.
- Семейное чтение в год семьи/Сост. Т. Д. Жукова. – М.: РШБА, 2008. – С. 212 – 213.
- Читаем, учимся, играем. – 2004. - №2. – С. 54.
- Читаем, учимся, играем. – 2006. - №12. – С. 68.
- Читаем, учимся, играем. – 2007. - №3. – С. 18-23. - №6. – С. 5. - №11. – С. 59, 60-61.
- Читаем, учимся, играем. – 2008. - №2. – С. 5, 10, 13. - №6. – С. 9. - №7. – С. 54. - №9. – С. 70-71.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|