Преподавание русского языка Работа с текстом публицистического стиля. Подготовка к созданию гипертекстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1777 Немцева Лилия Анатольевна Цель урока. Подготовка к ЕГЭ. Закрепление умения формулировать проблему текста, позицию автора. Формирование умения комментировать текст, аргументировать свою позицию. Воспитание уважения к своей истории и к людям, творившим эту историю. Оборудование.
Словарь. Гипертекст Задания к уроку.
Анализ последних работ, связанных с написанием сочинения – анализа текста, показал, что вы неплохо справляетесь с формулировкой проблемы текста и позиции автора, но у вас есть трудности с комментированием и аргументацией своей позиции. Именно этим мы сегодня и займемся. 2. Повторение компонентов содержания структуры текста. (Приложение №1)
3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом. (Приложение № 2) (1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно. (2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный… (3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям. (4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью? (9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки. (11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это? (13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь. (17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории. (18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. 4. Работа с текстом.1) Беседа по прочитанному. Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.
2) Сообщение учащегося “Местоимение как средство выразительности текста”. (Приложение № 6). 3) Индивидуальная работа с тестовыми заданиями комплексного анализа текста. (Приложение № 1) 1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Солнце порой можно ненавидеть. 2. Определите стиль и тип речи. 1) художественный стиль, описание. Комментирование выполненного задания.
4) Определение проблемы, поставленной в данном тексте.
5) Комментарий к поставленной в тексте проблеме. Беседа по вопросам. Задание: в процессе беседы кратко записывать тезисы ответов.
6) Формулировка позиции автора. Беседа по вопросам и самостоятельная запись формулировки позиции автора. Время выполнения задания – 2 мин.
7) Формулировка собственной позиции. В процессе работы над проблемой предложенного текста мы уже частично сформировали свою позицию. Вам предстоит теперь ее только сформулировать. Учащиеся устно формулируют свою позицию, демонстрируя различные речевые формы. 8) Аргументация собственной позиции. Это самая трудная для вас часть творческой работы. Трудность объясняется не тем, что вы мало знаете, а отсутствием умения собрать воедино свои знания и преобразовать их в стройную и убедительную аргументацию.
Помните, что высказанное вами мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста. 9) Работа в группах. Задание: подобрать 2 аргумента, подтверждающих вашу мысль. Время – 4 мин. 10) Подведение итогов. Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных. Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |