Преподавание литературы "Свобода + творчество + любовь = ?". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 982 Тальтекова Сара Мажитовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование урока: текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; портреты П.А.Вяземского, А.С.Пушкина; альбом по литературе, 9 класс (иллюстративный раздаточный материал); словарные слова. Эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит» (кн. П.А.Вяземский «Первый снег») Слова-термины: ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя – Сегодня мы открываем первые страницы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», самого задушевного произведения поэта, по словам В.Г.Белинского. Итак, первая глава, названная в болдинском плане «Хандра», была написана… (обратите внимание на цифры на доске). Пушкин сам подчеркивал особый характер первой главы: выпуская впервые в свет, он оформил ее как самостоятельное целое произведение. Точное время действия первой главы – конец 1819г. Она открывалась посвящением: «Посвящено брату Льву Сергеевичу Пушкину». Вдумайтесь в содержание слов эпиграфа к главе. Это строчка из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег», которое особенно любил А.С.Пушкин. С именем этого человека связаны многие события в жизни поэта (литературное сотрудничество; давняя дружба; материальная помощь семье А.С.Пушкина после его трагической гибели, а также безответная любовь Вяземского к жене поэта – Н.Н.Гончаровой). 2. Беседа с классом 1) Можно ли «торопиться и спешить жить»? Зачем? (применимо к себе). Читаем отрывок из стихотворения «Первый снег», в котором заключена данная строчка. Эпиграф – цитата, изречение, предпосланное произведению ( или его части, главе), сосредоточивающее мысль на его идее. 3. Беседа по прочитанной первой главе 1) Сколько героев? (Два героя – Пушкин и Онегин). (Зачитать вторую половину второй строфы) 2) Обращение к формуле на доске. 3) Легко ли было читать? (много неизвестных имен; длинные описания). 4) С чего начинается текст романа? – Без всякого вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя. Начало шокирующее: нет темы в начале произведения. Обращают на себя внимание «шуточность» и «веселость», но это не «веселый» роман, как думали многие.
5) Что бросается в глаза в характере языка в первых же строфах романа? – Необычайная простота, «разговорный» тон (молодой повеса, добрый приятель; «друзья Людмилы и Руслана» – отмечает установившуюся связь с друзьями читателями, это намек на то, что в Петербурге Пушкину жить нельзя, т.к. 1819 г. – это время перед ссылкой на юг). 6) Каковы ваши впечатления, отношение к Онегину после прочтения строф, в которых рассказывается об отце героя, его детстве, воспитании, образовании? Какие литературные параллели вызывают у вас строчки о гувернере, мадаме? Назовите знакомые произведения, где затрагивается тема воспитания. (Вральман – «Недоросль»; Бопре – «Капитанская дочка»; Дубровский – «Дубровский»; французик из Бордо – «Горе от ума») – тема антинационального воспитания дворянских детей. – В 4 строфе А.С.Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания (звучит мысль автора о недостатках своего образования в том же числе). Онегин не получил систематического образования, но в то же время речь идет о широком круге его чтения и его интересов. – В 5 строфе мы узнаем, что «судьи решительные и строгие» (почтенные посетители петербургских гостиных) называют Онегина «ученым малым» и «педантом» («чудаком» с хорошей стороны). Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований. 7) Какие при этом проявляются личные качества Онегина, способности? – Отсутствие глубины в образовании, но тем не менее манера держаться в обществе, быть «лондонским денди», умение общаться, вести разговор (эпиграммы, …) В то время дендизм – это не просто страсть к моде, жажда свободы, но и особый стиль жизни, тип поведения, формирующий и вкусы, и нравы, и мировоззрение, это культ утонченности – «от красы ногтей» до блеска ума, независимость во всем. 8) Как вы поняли, что такое «анекдот»? (Рассказы о случаях из жизни исторических деятелей). Значит, Онегин интересуется историей. 9) Чем еще интересуется Онегин? (Занятия политической экономией) Сообщение учащегося по книге К.П.Лахостского и В.Ф.Фроловой «Пушкин в школе», стр. 272. Вывод: Евгению Онегину была дана свобода + творчество. 10) А как он проводил свободное время? Комментирование 15-17 строф. [Можно разъяснить значения слов боливар – модная шляпа в 20-е годы; бульвар на Невском проспекте,обсаженный липами; брегет – карманные часы, отбивавшие часы и минуты, названные в честь известного французского часовщика; Каверин – участник кутежей и попоек, но образованный, остроумный человек. Можно зачитать описание обеда из книги К.П.Лахостского, стр.273]. – Мы видим противоречивость облика героя романа: 1) пустота жизни молодого человека; Вывод: не хватало ему сосредоточенности, упорства, умения чувствовать; в нем было много душевной пустоты, лени [зачитываются строфы 23-25 (описание кабинета Онегина), 27, 36] [Можно зачитать из книги К.П.Лахостского, стр. 276]. 11) Что такое праздность? Хорошо это или плохо ощущать? Праздность – безделье; ничем не занятый человек, без дела, без полезных занятий. 12) В чем причины разочарования Онегина? – Но сначала прочтем строфы 20-22 «Онегин в театре» [ученик зачитывает описание театра пушкинской поры]. Именно здесь впервые отмечается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею (конец 21 строфы). «Ещё» в 22 строфе говорит о том, что день не окончен. – Ценит ли Онегин то, что было в театре? Нет? Почему? [Зачитываются 37-38 строфы.] 4. Итог урока – Кто же Евгений Онегин?[см. К.П.Лахостский, стр.281] Надо подчеркнуть особый характер первой главы, потому что это не только «вступление в роман», но и как бы самая сущность его важных мотивов – квинтэссенция. 5. Домашнее задание
Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |