Преподавание литературы Программа элективного курса "Авторская (бардовская) и рок–поэзия"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1465 Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы Авторская песня, а вслед за ней и рок-поэзия – общепризнанный культурный феномен. Это многогранное социокультурное явление, в известной мере – общественное движение 50 – 90-х годов ХХ века, которое возникло как альтернатива “советской массовой песне” – жанру тоталитарного искусства – и подорвало монополию власти на распространение звучащей информации. Тотальная несвобода и тотальная неправда вызвали к жизни этот феномен. Свое слово о нем еще предстоит сказать специалистам самых разных областей: литературоведам, музыковедам, культурологам, социологам, историкам... Но уже сейчас очевидно: песня – это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Она соединяет в себе высочайшие образцы поэтической мысли, вокальную и инструментальную музыку, которая способна дополнить смысл стихотворения, иногда внести дополнительные оттенки, усилить необходимые акценты. Но главную роль играет в этом единстве личность исполнителя (автора), его индивидуальная интонация. Смысл бард- и рок- песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре. Каждой своей песней автор словно хочет сказать: “Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью”. Поэтому современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в какой-то мере даже исповедальным искусством. Два потока антиофициальной культуры – бардовская песня и рок-музыка – были очень близки по духу, хотя и противоположны по формам выражения. Ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста. В 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных рок-исполнителей, как А. Башлачев, В. Цой, И.Тальков, Е.Летов, Ю. Шевчук, К.Кинчев и др. Отрадно, что песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца ХХ века без авторской песни, без рок-поэзии невозможно. К сожалению, острая ограниченность во времени не позволяет учителю-словеснику на уроках в достаточной мере полно представить учащимся закономерности и основные этапы развития современной песенной лирики, своеобразие творчества тех поэтов, для которых музыка и стихи – одно целое. А так хочется, чтобы благодаря усилиям словесника появились новые почитатели и рыцари авторской и рок-поэзии… Пояснительная записка Программа элективного курса “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” рассчитана на учащихся 9 (в рамках предпрофильной подготовки) и 11 (как расширение программы литературного образования) классов. Курс имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным. Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня, и рок-поэзия. Цель курса — на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) и рок-поэзии формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников. Заявленная цель предполагает решение следующих задач: сформировать представление об истоках и основных этапах развития авторской и рок-поэзии, о художественном своеобразии жанров “авторская песня”, “рок-поэзия” как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная); содействовать приобщению учащихся к богатствам русской литературы, развитию способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы; развивать взгляд на русскую литературу как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу (развивающая); содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувства собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитывающая). Принципы построения курса Основой построения элективного курса являются принципы:
Основные функции элективного курса Элективный курс “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” может:
Программа курса рассчитана на 14 учебных часов и предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую. В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация данного курса в образовательной практике позволит выпускникам развить следующие читательские умения:
Содержание программы Тема 1. Введение. Истоки авторской песни. (1 ч) Преемственность музыкальных и поэтических традиций (музыка Древней Греции; народная культура Средневековья; русский эпос, духовные стихи; художественная культура XIX – начала XX вв.). Тема 2. Авторская песня как форма общественного сознания. Основные этапы ее становления и развития. КСП, слеты и фестивали. (1 ч) Социальная и художественная атмосфера 50-х, 60–70-х и 80–90-х гг. Народность, демократизм, социальная злободневность, правдивость – гражданский нерв творчества лучших бардов. Возникновение клубов самодеятельной песни. Грушинские фестивали. Методы и средства популяризации авторской песни на современном этапе. Деятельность клубов авторской песни (“Ваенга” (г. Североморск), “Бекар” (г. Апатиты), “Пять углов”, “Арктика”, “Магистраль” (г. Мурманск) и др.). Тема 3. “Семь цветов радуги” (д.ф.н. Ю.Андреев): тематический спектр авторской песни. (1 ч) Семь основных нот в музыке, семь цветов у радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии авторских песен. По Андрееву Ю.:
Тема 4. Особенности жанра авторской песни. (1 ч) Ярко выраженная социальная, гражданская и нравственная авторская позиция. Искренность, диалогичность, синтетичность, словоцентричность, интертекстуальность авторской песни. (Приложение 1, Приложение 3) Тема 5. Б.Ш.Окуджава. “Надежды маленький оркестрик…”. Верность поэта гуманистическим традициям и принципам русской литературы. (1 ч) Очерк жизни и творчества. Особенности поэзии Б. Окуджавы: сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания; предмет его поэзии – обыденная, повседневная жизнь; утверждение уникальной ценности каждого, любого человека; символическая обобщенность образов и сюжетов (прием расширения поэтического смысла); мера оценки любого человека, любого исторического события или житейского конфликта – бесспорные, фундаментальные нравственные ценности. Основные темы, мотивы и образы: 1) “арбатская тема”: сочетание автобиографической конкретности с символической обобщенностью (“Песенка об Арбате”, “Арбатский дворик” и др.); Ключевые образы: “душа”, “любовь”, “надежда”, “женщина”, “дорога”, “музыка”, “судьба”. Тема 6. “Я выбираю свободу…”. Гражданственность лирики А.А.Галича. (1 ч) Очерк жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии Галича в системе авторской песни – ни на кого не похожий академический стиль: поэт внес в практику жанра навыки и приемы историко-филологической работы с сюжетом и словом, строгую выверенность стихового построения, осознанность интонационного жеста. Нравственная категоричность, активная гражданская позиция: “Молчать, не поддерживать подлость – мало, надо еще и жить не по лжи”. (“Старательский вальсок”, “Я выбираю свободу…” и др.) “Исторические” песни А. Галича: художественное сравнение “века нынешнего” и “века минувшего”, “диалог двух веков” в песнях “Петербургский романс”, “Гусарская песня” и др. Противопоставление отрицательным (или малодушным) героям не “положительных героев”, а жертв и страдальцев. Галич А. – последователь сатирических традиций М.Е. Салтыкова-Щедрина (“Красный треугольник”, цикл песен о Климе Петровиче Коломийцеве, “О малярах, истопнике и теории относительности” и др.). Цикл “Литераторские мостки”: основа произведений цикла – глубокое “вживании” автора в трагические судьбы великих художников слова и одновременно эстетическое переживание созданных ими шедевров (посвящения А. Ахматовой, Б. Пастернаку, О. Мандельштаму, М. Зощенко, Д. Хармсу и др.). Культурологическое значение авторских песен этого цикла. Проблема творчества в условиях запрета на свободу творчества (“Мы не хуже Горация”, “Песня про велосипед” и др.). Тема 7. “Спасите наши души…”. Многоголосие и многоликость поэтического мира В.С. Высоцкого. (1 ч) Основные этапы жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии В. Высоцкого – многоголосие и многоликость (тяготение к тематической универсальности, полноте, энциклопедичности: в поэзии Высоцкого звучит целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих опыт разных людей; страстное авторское переживание взаимоисключающих точек зрения как равноправных; формула его художественного мира – “смысл + смысл”). Стратегия поэта – правда, а не верность той или иной идеологии. Тематическое многообразие лирики поэта: 1) тема “преступления и наказания” (“криминальная” тема): главная причина, направляющая развитие людей “по преступному пути”, в трактовке Высоцкого, – господствующее в стране беззаконие. Поэт в соответствии с традициями русской классической литературы поднимал голос против глобальной несправедливости, против преступного состояния общества (“Я в деле”, “Рецидивист”, “Попутчик”, “Песня про уголовный кодекс”, “Был побег на рывок…” и др.);
5) Сатирические песни: Высоцкий – продолжатель гоголевской традиции гуманного смеха; беспощадность взгляда на человека, высота оценочных критериев личности – и способность в самом опустившемся, ограниченном, озлобленном человеке “раскопать” человеческое и живое (“Завистник”, “Антисемиты”, “Милицейский протокол”, “Песня микрофона”, “Диалог у телевизора” и др.); Примечание: Так как даже отдельного занятия по творчеству В. Высоцкого явно недостаточно для рассмотрения многообразия его поэтического мира, можно выбрать две-три темы для подробного изучения – по выбору учителя и учащихся. Вариант: или взять для изучения по одной наиболее яркой песне (по выбору учителя и учащихся) из каждой тематической группы для полного представления тематического разнообразия лирики В.Высоцкого. Тема 8. Контркультура молодежи 60–70-х годов. (1 ч) Конфликт отцов и детей – “музыка бунта”, альтернативная картина мира. Блюз, рок-н-ролл. Рок-музыка (панк-рок, арт-рок, фольк-рок, хард-рок и др.). Индивидуально-личностный или обезличенно-групповой характер рок-стилистики. Рок в борьбе за мир. Международное движение “Рок без границ”. Рок в СССР. Тема 9. Рок-поэзия как особая область русской словесной культуры. (1 ч) Основные этапы развития русской рок-музыки и рок-поэзии. Рок-поэзия как новое явление в русской культуре: слияние разных стилей и эпох, сплетение фольклорных элементов (частушек, плачей и т.д.) и городского романса, модернизма Серебряного века и библейских мотивов. Смысловое сближение слов "рок" – вид музыки и "рок" – судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни. [29] Отражение в рок-поэзии роста религиозного сознания в обществе, начавшегося в конце 80-х – начале 90-х гг. (процесс эволюции поэтического слова). Общность (словоцентричность, синтетичность, интертекстуальность) и принципиальные отличия рок-музыки и авторской песни. Тема 10. Романтическое начало в бард-рок-поэзии. (1 ч) Романтизация обыденного сознания. Утверждение общечеловеческих ценностей, нравственно-эстетическая тематика. Романтические образы, символика; преобладающие мотивы – тоска по прекрасному, безысходность; проблема непонятости, одиночества; отвращение ко всем формам агрессивности, безликости, пошлости, обыденности. Тема 11. Античные реминисценции в русской рок-поэзии. (1 ч) Проявление в рок-поэзии и рок-музыке архаической природы искусства как разновидности ритуала, сакрально-магического действа, ориентированного на изменение реальности (циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью и др.) Классификация видов античных реминисценций в рок-поэзии: упоминание имен античных исторических и мифологических персонажей, античных реалий; цитаты и реминисценции сюжетов античной мифологии и литературы; опосредованная цитата как постмодернистская установка на мерцание смыслов; прямое введение в текст латыни, латинских пословиц либо перифрастическое указание на них (М.Щербаков, Д.Арбенина, Б.Гребенщиков, Земфира, М.Покровский, П.Кашин, А.Васильев, Н.Борзов, С.Калугин и др.) Культурные аллюзии и стилизация. Тема 12. Поющие поэты Кольского края. Традиции бардовской песни в наши дни. (1 ч) Основные темы и мотивы песенной лирики бард-рок-поэтов Кольского края (поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье; Россия; природа Севера; любовь и дружба; честь и долг; христианские мотивы). Личность поэта и его лирический герой. Литовченко Алексей, Пауданен Вера, Базанов Александр, Ефремова Екатерина, Колычев Николай, Кольцов Игорь, Королев Андрей, Локтионов Николай, Мадатов Аркадий, Нивин Борис, Совпель Сергей, Сысоев Михаил, Сысоев Сергей, Фомина Елена, Хабаров Юрий и др. – по выбору учителя и учащихся. Панк-рок группа "Пилигрим"; мурманские группы "diagnOz", Banana Skin, Кузя BAND, "Аварийный выхоД", “Колотый LED”, ковдорская рок-группа “Пластилин” и др. – по выбору учителя и учащихся. Заключительное занятие. “Поэт, которому я верю”. Составление альманаха “Наши любимые песни”. Презентация учащимися “Портфеля творческих достижений”. (1 ч) Выставка творческих работ. Ученическая конференция с обобщающими докладами по материалу всего курса. (1 ч) Формы контроля (Приложение 4) Примерный тематический план (Приложение 5) Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |