Преподавание русского языка Час речевого этикетаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 745 Баздырева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы; Пугачева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы; Усачёва Тамара Васильевна, учитель русского языка Слово учителя: Ребята, в наше время происходит упрощение, загрязнение нашей речи. "Пустые" словечки стали почти нормой языка. Но ведь только мы, люди, существа разумные, наделены великим даром-даром слова. Он возвышает человека над миром всего живого. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово-это средство общения между людьми, способ обмена информацией. И мастерское владение словом ценится в обществе очень высоко. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Чтец читает стихотворение В. Шефнера "Слова". Слово учителя: Главное, чтобы ваши слова не расходились с делом. Русская пословица гласит: "Дал слово – держи. Обещал – выполни." Любое дело начинается со слов. За сказанное нужно отвечать, обещанное выполнять, иначе грош тебе цена. Пустословие не украшает человека. А как бездумно мы порой "извергаем" из себя ужасные слова – одно хуже другого. Резкие, обидные слова легко и быстро "вылетают из нас" и тяжёлым камнем ложатся на сердце близкого тебе человека. Одно из правил этикета гласит: "Обращайся к людям деликатно, тактично, как хотел бы, чтобы они обращались к тебе". Ведущий 1: Каждодневное общение с людьми начинается с приветствия. Встречаясь, знакомые люди обязательно приветствуют друг друга, здороваются. Какие есть у нас выражения для приветствия? (дети отвечают: здорово, привет, салют!) Но эти слова подходят не ко всем ситуациям. Как обратиться к учителю? (ответы: Здравствуйте! Добрый день! Рад Вас видеть!) Ведущий 2: Ситуация приветствия имеет много нюансов: как обратиться к незнакомому человеку? А к группе незнакомых людей? Было проведено исследование в магазине. К продавцу, женщине 45 лет, обратились в течение 30 минут несколько человек. Результаты были такие: "девушка" – 25 человек, "бабушка" – 7, "дорогуша" – 3, "женщина" – 10, "уважаемая" – 1, "продавщица" – 3. Как вы считаете, были ли подходящие к случаю обращения? Как бы вы обратились? Слово учителя: Часто приходится слышать, что в русском языке сейчас нет таких слов нет. "Парень" и "девушка" подходят не всегда. Да и, "мужчина" и "женщина" чудовищны, "дама" тоже не подойдёт. Писатель В. Солоухин предлагал внедрить в современную русскую речь слова "сударь"и "сударыня". Но на улице на вас, скорее всего, посмотрят с удивлением. Что же делать? Давайте вспомним, зачем мы обращаемся к человеку? В большинстве случаев, чтобы привлечь внимание потенциального собеседника. Практически во всех случаях стоит извиниться, ведь вы отрываете человека от каких-то дел. Наши "простите", "будьте любезны", "извините, пожалуйста" окажутся способными привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение. Чтец читает стихотворение С. Острового "Первородство" Ведущий 1: А давайте посмотрим, какие требования предъявляются к речи. Дети читают на экране слова. Ведущий 1: Правильно, ребята! Речь, прежде всего, должна быть точной. Это соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность часто приводит к непониманию, неверным действиям, смешным ситуациям. Сценка "В маршрутке" (участвуют две девушки):
Ведущий 2: Следующее требование к речи – логичность. Это последовательность изложения мыслей. Что же может быть, если не соблюдать логику? Чтец читает выдержку из сочинения учащегося:
Слово учителя: Почему отсутствует логика в этой работе? Ведущий 1: Что же значит чистота речи? Слово учителя: Это прежде всего отсутствие в ней жаргонизмов, "слов-паразитов", бранных и вульгарных выражений, обилия иностранных слов. Ведущий 2: А что такое жаргон? Учащийся сообщает: Жаргон – это специфический, искусственно созданный язык. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Каждый жаргон представляет собой небольшой набор слов и оборотов речи. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, походняк, тачка и др.Вот так уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:
Слово учителя: Комментарии, ребята, здесь излишни. Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрите две сценки "После контрольной" Сценка 1:
Сценка 2:
Слово учителя: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим, так и говорим. Ведущий 1: Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в "приличное общество",старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодёжи. Причём в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. Ведущий 2: А кроме того привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать во вполне определённых случаях, когда ругатель хочет оскорбить, унизить другого человека. Значит такой ругатель прекрасно отдаёт себе отчёт в своих речевых действиях. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития. Учащийся сообщает: Знаете ли вы, что в XVII веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь? А в XIX веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. Современными учёными доказано, что матерная брань действует на человека как облучение в 1000 рентген. Ведущий 1: Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Ребята, какие из них чаще всего встречаются в речи ? (значит, так сказать, вот) Их называют так из-за частого неуместного употребления. Речь такого человека трудно слушать, а порой и смешно. Выходит ученик и рассказывает: "Вот, значит, прихожу я в школу. Снимаю, значит, куртку, иду, так сказать, в класс, сажусь. А учитель, значит, говорит иди домой, говорит, сегодня, значит, воды нет и уроков не будет. Вот, значит, я, так сказать, получил выходной." Слово учителя: Проблема чистоты языка- это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей. И пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка. Сейчас мы проведём небольшой практикум. К словам иностранного происхождения вы подбираете синонимы русских слов. На экране появляются слова:
Слово учителя: Прежде чем употребить слово иностранного происхождения, убедитесь, что знаете его значение. А главное, подумайте: нужно ли оно в данном случае? Ведущий 1: И наконец богатство речи – одно из главных её коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии, синонимии… Ведущий 2: А сколько в русском языке образной фразеологии! Выражения "положить в долгий ящик", "вот тебе бабушка и Юрьев день" и многие другие связаны с историей русского народа, его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: "попасть пальцем в небо", "переливать из пустого в порожнее", "прийти к шапочному разбору", "от горшка два вершка". А какое множество изумительных пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений мы имеем. С их помощью мы значительно украсим свою речь. Слово учителя: Я надеюсь, что сейчас вы легко справитесь со следующим заданием. Вспомните фразеологизмы, соответствующие по смыслу словам или выражениям: На экране появляются выражения:
Слово учителя: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. На экране появляются вопросы:
Слово учителя: Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало и пусть оно не будет грязным. В завершении нашего мероприятия позвольте дать вам несколько советов. Совет 1.Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать всё, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания. Прежде всего, образцом для вас должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: "Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал". Совет 2.Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О назначении и употреблении слов вы узнаете из толковых словарей русского языка В.И. Даля или С.И. Ожегова. Сделать свою речь ярче и богаче вам помогут словари синонимов и антонимов. Если интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь. Чтец читает стихотворение В. Шефнера "Устная речь" Слово учителя: Кроме словарей к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи, они у нас сегодня на выставке. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. В наших словах и интонации выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое, бранное слово оскорбляет и обижает. Давайте же уважать друг друга! Не будем сквернословить и грубо выражаться. Пусть наша речь будет точной, логичной, выразительной, богатой, уместной! Звучит песня Б.Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты". Список использованной литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |