Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Час речевого этикета
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Час речевого этикета


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 745

Баздырева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы; Пугачева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы; Усачёва Тамара Васильевна, учитель русского языка

Слово учителя: Ребята, в наше время происходит упрощение, загрязнение нашей речи. "Пустые" словечки стали почти нормой языка. Но ведь только мы, люди, существа разумные, наделены великим даром-даром слова. Он возвышает человека над миром всего живого. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово-это средство общения между людьми, способ обмена информацией. И мастерское владение словом ценится в обществе очень высоко. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде.

Чтец читает стихотворение В. Шефнера "Слова".

Слово учителя: Главное, чтобы ваши слова не расходились с делом. Русская пословица гласит: "Дал слово – держи. Обещал – выполни." Любое дело начинается со слов. За сказанное нужно отвечать, обещанное выполнять, иначе грош тебе цена. Пустословие не украшает человека. А как бездумно мы порой "извергаем" из себя ужасные слова – одно хуже другого. Резкие, обидные слова легко и быстро "вылетают из нас" и тяжёлым камнем ложатся на сердце близкого тебе человека. Одно из правил этикета гласит: "Обращайся к людям деликатно, тактично, как хотел бы, чтобы они обращались к тебе".

Ведущий 1: Каждодневное общение с людьми начинается с приветствия. Встречаясь, знакомые люди обязательно приветствуют друг друга, здороваются. Какие есть у нас выражения для приветствия? (дети отвечают: здорово, привет, салют!) Но эти слова подходят не ко всем ситуациям. Как обратиться к учителю? (ответы: Здравствуйте! Добрый день! Рад Вас видеть!)

Ведущий 2: Ситуация приветствия имеет много нюансов: как обратиться к незнакомому человеку? А к группе незнакомых людей? Было проведено исследование в магазине. К продавцу, женщине 45 лет, обратились в течение 30 минут несколько человек. Результаты были такие: "девушка" – 25 человек, "бабушка" – 7, "дорогуша" – 3, "женщина" – 10, "уважаемая" – 1, "продавщица" – 3. Как вы считаете, были ли подходящие к случаю обращения? Как бы вы обратились?

Слово учителя: Часто приходится слышать, что в русском языке сейчас нет таких слов нет. "Парень" и "девушка" подходят не всегда. Да и, "мужчина" и "женщина" чудовищны, "дама" тоже не подойдёт. Писатель В. Солоухин предлагал внедрить в современную русскую речь слова "сударь"и "сударыня". Но на улице на вас, скорее всего, посмотрят с удивлением. Что же делать? Давайте вспомним, зачем мы обращаемся к человеку? В большинстве случаев, чтобы привлечь внимание потенциального собеседника. Практически во всех случаях стоит извиниться, ведь вы отрываете человека от каких-то дел. Наши "простите", "будьте любезны", "извините, пожалуйста" окажутся способными привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение.

Чтец читает стихотворение С. Острового "Первородство"

Ведущий 1: А давайте посмотрим, какие требования предъявляются к речи.

Дети читают на экране слова.

Ведущий 1: Правильно, ребята! Речь, прежде всего, должна быть точной. Это соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность часто приводит к непониманию, неверным действиям, смешным ситуациям.

Сценка "В маршрутке" (участвуют две девушки):

– Ты что же изменила своему?
– Это которому? Тридцать третьему что ли?
Пассажиры недоумевают.
– Да мы с Настей уже неделю ездим на "56" вместо "33".

Ведущий 2: Следующее требование к речи – логичность. Это последовательность изложения мыслей. Что же может быть, если не соблюдать логику?

Чтец читает выдержку из сочинения учащегося:

"Марья Ивановна любила Петра Гринёва, а её родителей убили пугачёвцы.Отец же Петруши не дал благословления на их свадьбу. Маша вынуждена была просить Екатерину II о его помиловании."

Слово учителя: Почему отсутствует логика в этой работе?

Ведущий 1: Что же значит чистота речи?

Слово учителя: Это прежде всего отсутствие в ней жаргонизмов, "слов-паразитов", бранных и вульгарных выражений, обилия иностранных слов.

Ведущий 2: А что такое жаргон?

Учащийся сообщает: Жаргон – это специфический, искусственно созданный язык. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Каждый жаргон представляет собой небольшой набор слов и оборотов речи. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, походняк, тачка и др.Вот так уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Гадом буду, не забуду,
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как крутые понты.

Слово учителя: Комментарии, ребята, здесь излишни. Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрите две сценки "После контрольной"

Сценка 1:

– Привет!
– Привет!
– Всё отстрелялся?
– Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
– А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клёво получить "4". Она говорит: иди отвечать, а у меня глаза на лоб.
– Ну, похиляли. Кранты.

Сценка 2:

– Здравствуй, Коля!
– Здравствуй, Антон!
– Экзамен сдал?
– Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил "5". А как ты сдал?
– Я получил "4", но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идёшь?
– Домой.
– Нам по пути. Пошли вместе.

Слово учителя: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим, так и говорим.

Ведущий 1: Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в "приличное общество",старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодёжи. Причём в равной степени как юношей, так и девушек. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения.

Ведущий 2: А кроме того привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать во вполне определённых случаях, когда ругатель хочет оскорбить, унизить другого человека. Значит такой ругатель прекрасно отдаёт себе отчёт в своих речевых действиях. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития.

Учащийся сообщает: Знаете ли вы, что в XVII веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь? А в XIX веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. Современными учёными доказано, что матерная брань действует на человека как облучение в 1000 рентген.

Ведущий 1: Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Ребята, какие из них чаще всего встречаются в речи ? (значит, так сказать, вот) Их называют так из-за частого неуместного употребления. Речь такого человека трудно слушать, а порой и смешно.

Выходит ученик и рассказывает: "Вот, значит, прихожу я в школу. Снимаю, значит, куртку, иду, так сказать, в класс, сажусь. А учитель, значит, говорит иди домой, говорит, сегодня, значит, воды нет и уроков не будет. Вот, значит, я, так сказать, получил выходной."

Слово учителя: Проблема чистоты языка- это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей. И пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка. Сейчас мы проведём небольшой практикум. К словам иностранного происхождения вы подбираете синонимы русских слов.

На экране появляются слова:

  • Валюта (деньги)
  • Менеджмент (управление)
  • Карцер (тюрьма)
  • Наркоз (обезболивание)
  • Шоу (зрелище)
  • Коммерция (торговля)
  • Триумф (победа)
  • Рэкет (шантаж)
  • Презентация (представление)
  • Ностальгия (тоска)

Слово учителя: Прежде чем употребить слово иностранного происхождения, убедитесь, что знаете его значение. А главное, подумайте: нужно ли оно в данном случае?

Ведущий 1: И наконец богатство речи – одно из главных её коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии, синонимии…

Ведущий 2: А сколько в русском языке образной фразеологии! Выражения "положить в долгий ящик", "вот тебе бабушка и Юрьев день" и многие другие связаны с историей русского народа, его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: "попасть пальцем в небо", "переливать из пустого в порожнее", "прийти к шапочному разбору", "от горшка два вершка". А какое множество изумительных пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений мы имеем. С их помощью мы значительно украсим свою речь.

Слово учителя: Я надеюсь, что сейчас вы легко справитесь со следующим заданием. Вспомните фразеологизмы, соответствующие по смыслу словам или выражениям:

На экране появляются выражения:

  • Дальний родственник (седьмая вода на киселе)
  • Ещё молод и неопытен (молоко на губах не обсохло)
  • Очень умный (семи пядей во лбу)
  • Оказаться в глупом положении (сесть в лужу)
  • Ничем не проймёшь (как с гуся вода)
  • Всё нипочём, ничего не страшно (море по колено)
  • Очень мало (кот наплакал)
  • Избежать наказания (выйти сухим из воды)
  • Бесследно исчез (как в воду канул)

Слово учителя: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку.

На экране появляются вопросы:

  • Какой конь борозды не испортит? (старый)
  • Кем станет казак, если будет терпеть? (атаманом)
  • Что не вырубить топором? (что написано пером)
  • Чем долг красен? (платежом)
  • Когда приходит аппетит? (во время еды)
  • Где черти водятся? (в тихом омуте)
  • Что любят денежки? (счёт)
  • На какой роток не накинешь платок? (на чужой)
  • В какие сани не следует садиться? (не в свои)
  • Чем кашу не испортишь? (маслом)

Слово учителя: Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало и пусть оно не будет грязным. В завершении нашего мероприятия позвольте дать вам несколько советов.

Совет 1.Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать всё, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания. Прежде всего, образцом для вас должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: "Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал".

Совет 2.Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О назначении и употреблении слов вы узнаете из толковых словарей русского языка В.И. Даля или С.И. Ожегова. Сделать свою речь ярче и богаче вам помогут словари синонимов и антонимов. Если интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Чтец читает стихотворение В. Шефнера "Устная речь"

Слово учителя: Кроме словарей к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи, они у нас сегодня на выставке.

И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. В наших словах и интонации выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое, бранное слово оскорбляет и обижает. Давайте же уважать друг друга! Не будем сквернословить и грубо выражаться. Пусть наша речь будет точной, логичной, выразительной, богатой, уместной!

Звучит песня Б.Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты".

Список использованной литературы:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие. -М: Логос, 2002.- 432 с.
  2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1976, 224 с.
  3. Головин Б.Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи.-3-изд.,испр/Б.Н.Галовнин. -М. Высшая школа, 1988. -160 с.
  4. Далецкий Ч.Н. Риторика: заговори и я скажу кто ты: Учеб. пособие/Ч.Н.-Омега.2003.-488с.
  5. Ивкина Н.Н. О стыде перед русским словом/Н.Н.Ивкина//Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября"-2004.-№20-с.19-20
  6. Колесов В.В.Культура речи -культура поведения/В.В.Колесов. -Л.: Лениздат, 1988 - 271 с.
  7. Комлев Н.Г.Иностранные слова и выражения/Н.Г. Комлев -М: Современник, 1988. - 206 с.
  8. Клубков П.А.Говорите,пожалуйста,правильно.СнБ: Норинт, 2002. - 192 с.
  9. Читаем, учимся, играем - 2006, №9, 88-89 с.
  10. Шефнер В.Избранная лирика. -М.: Мол. гвардия, 1969.
  11. Школьная библиотека, 2007 - №2, 76-79 с.
  12. Этика: словарь афоризмов и изречений/сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко -М., "Аспект Пресс", 1995 - 335 с.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21