Преподавание литературы Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2151 Малеванная Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы Содержание урока Организационный момент. (Учащиеся работают группами по 5-6 человек)Ребята, чтобы нам легче было работать, я хочу предложить вам несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, вы мне хлопаете. (СЛАЙД)
Дети выбирают правильные варианты, и своё согласие с тем или иным правилом подтверждают хлопками. 1. Подготовка восприятия учащихся.А сейчас представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех. (У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые). На столах лежат конверты с заданием для каждой группы. Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания. Ребята, работаем, помогая друг другу. МУЗЫКА (СЛАЙД) Карточка с заданием для художников:Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете. Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово? У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство. Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать. Задание: (решите, кто будет отвечать) Почему вы выбрали именно эти цвета? Какие цвета не использовали, почему? Карточка с заданием для поэтов:Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты. Вспомните, что такое эпитет? Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите эти слова на лучиках. А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше. Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем. А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание. – Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей? Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с детьми лучики) 2. Чтение и текстуальный анализ стихотворения И. Бунина “Детство”Читаю стихотворение вслух. (СЛАЙД) А теперь прочитайте стихотворение про себя. – Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? Тот кто первым называет, идёт крепит к доске цветной листочек.
Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее стихотворение! А теперь предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз построфно. – Какие чувства испытывает поэт? Думаю теперь вам не составит труда ответить на мой вопрос. (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по песку, прижаться к сосне, он радуется) – Ребята, как вам кажется, может ли быть случайным выбор слов автором? Как он выбирает слова? – То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное автором слово?(Чувство любви, доброты, нежности). (Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта) Добавим эти слова в наше солнышко – Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова: свет, радость). Добавим их в солнышко. (СЛАЙД) Когда шведский король вручал Ивану Бунину Нобелевскую премию, высшую мировую награду, он сказал: “На сцене 2 короля, один – власти, другой изобразительности”. Так вот те, ребята, выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, как раз, и называются средства художественной изобразительности. Одно из них – сравнение. – Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение? “Песок – как шёлк…” – Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением? (Нежности, мягкости) – Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется такое скрытое сравнение? Давайте найдём в стихотворении эпитеты. 3. Обобщение.– Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана Алексеевича? – Как вам кажется похожи впечатления Ивана Алексеевича Бунина на ваши впечатления? – Ребята, почему стихотворение, написанное казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”? Поразмышляем с учащимися, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души. (СЛАЙД) А сейчас представим, что все мы поэты. Предлагаю всем написать стихотворение о детстве. Это стихотворение особое, оно без рифмы и подчиняется определённым правилам. Называется синквейн. Ребята, мы помним, что выбор слов в стихотворении не может быть случайным. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова. Работаем вместе. (Можем написать один синквейн на группу, а можем – каждый свой) на столах у детей солнышки, в центре написаны правила синквейна. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |