Цель: создание условий для овладения в практическом аспекте основами речевой культуры для более успешной адаптации школьников в социальной среде. Задачи: Формировать умения: - анализировать речевую ситуацию;
- доказывать отнесенность речи к определенному стилю, типу;
- проецировать теоретические знания и речеведческие понятия на собственную речетворческую практику.
Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других, речевую культуру. Развивать - коммуникативные навыки;
- умение работать в группе;
- способность переносить знания и умения в новые ситуации
Оборудование: иллюстративный материал, дидактический материал, аудио-, видеомагнитофон, аудио-, видеозаписи, информационные карточки (возможно в форме слайдовой презентации) |
Содержание урока | Методы и приемы | Предполагаемый ответ |
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Деловое общение поможет достижению цели. Будьте доброжелательны, терпимы друг к другу. Лидеры организуют деятельность групп. Доброе начало - помощник делу. Улыбнитесь, произнесите: "У меня все получится". | Установка на работу в группах. Психологический настрой на деятельность. | |
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно. На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты. Тема сегодняшнего урока: "Речевая ситуация. Стили, типы речи". Ваши ответы будут оцениваться с помощью сигнальных карточек: красная - все правильно ("5"), зеленая - не совсем правильно - ("4"), синяя - много неточностей ("3"). Эти результаты вы будете заносить в "Лист контроля", оценивая себя, деятельность своей группы. | Сообщение задач урока Сообщение темы урока | |
II. Речевая ситуация. 1. Учитель. -Что такое речь? -С кем можно общаться? Где? Зачем? -От чего зависят высказывания? Учитель открывает на доске карточку-перевертыш №1 (карточки-перевертыши в Приложении №1) 2. Лингвистический эксперимент. Инсценировка речевой ситуации. Входит опоздавший ученик: - Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, выстелился, вот и опоздал. Учитель: - Ребята, вам понравилась речь Миши? Почему? Поработайте в группах и изобразите в схеме речевую ситуацию. 3. Группы обсуждают и показывают ответ на мини - досках 4. Оценка ответов. | Актуализация знаний Фронтальный опрос Демонстрация схемы Стимулирование учебной деятельности с помощью лингвистического эксперимента в форме дидактической игры (исследовательский метод) Аналитическая работа в группах | Это использование языка для общения людей между собой. :с одним человеком или несколькими;:в неофициальной или официальной обстановке; :чтобы пообщаться, сообщить что-то, воздействовать на слушателя. :от речевой ситуации |
|
Миша не проанализировал речевую ситуацию |
Р.с. | 1 - мн. |
о/о |
сообщение |
Должен быть избран деловой стиль |
|
|
III. Стили речи. 1. Учитель. В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Назовите их. 2. Ответы учащихся. Учитель открывает карточку-перевертыш №2 3. Учитель. На дворе лютые мороз, и мы посвятим урок зиме. О ней можно рассказывать по-разному. Вы в этом убедитесь, выполняя задание на карточке № 1 (Задания и предполагаемые ответы в Приложении №2) 4. Работа в группах 5. Ответы групп. 6. Оценка ответов. | Актуализация знаний | |
Разговорный | |
| художественный |
Книжный | |
| научно-деловой |
|
Аналитическая работа в группах Монологический ответ представителя группы. Защита работы группы | |
IV. Логическое определение. 1. Учитель. В прочитанных текстах авторы повествуют, описывают, рассуждают о зиме. А что такое описание, повествование, рассуждение? Ответьте на вопрос по схеме логического определения. Ответ запишите в тетрадь. Открывается карточка-перевертыш № 3. 2. Ответы учащихся. 3. Оценка ответа. V. Домашнее задание. Учитель. Дома вы продолжите работу над логическим определением и выполните № 598. | Имитационный метод | Описание, повествование, рассуждени - это типы речи, которые используются во всех стилях и зависят от речевой ситуации. |
VI. Игровой момент. | Игровой момент. Психологическая разгрузка. | |
1.Учитель. Согласитесь, чтобы написать так о зиме, нужно воображение, фантазия. Мы с вами отправимся в страну Вообразилию. А поможет нам в этом фея (Демонстрируется фрагмент мультфильма "Золушка"). |
2.Учитель Теперь мы гости Вообразили и должны соблюдать ее законы. Они просты:- чувствовать; - рассуждать; - придумывать; - представлять; - создавать образ. | Настрой на деятельность | |
VII. Устное словесное рисование. 1.Учитель. Сейчас прозвучит фрагмент из музыкального цикла Вивальди "Времена года. Зима". Прослушайте его и скажите, какие образы возникли в вашем воображении? 2.Звучит музыкальный фрагмент. 3.Ответы учащихся. | Аудиомузыкальный метод Устное словесное рисование | |
VIII. Стиль и тип речи. 1.Учитель. В Вообразили живут разные люди: писатели, ученые. Присоединимся к ним и создадим текст на тему "увиденной" картины в том стиле и типе речи, какой указан в карточке №2 (Задания в Приложении №3). Открывается карточка-перевертыш №4 2. Работа в группах. 3. Ответы групп. 4. Оценка ответов. | Коллективное творчество Монологический ответ. Защита работы группы. | |
IX. Подведение итогов. 1. Учитель. Подведем итог нашей работы. Что нужно для того, чтобы речь была правильной? 2. Ответы учащихся Учитель открывает карточку-перевертыш №5 Где пригодятся эти знания и умения? X. Рефлексия. 1. Учитель. Возьмите "Лист контроля" (см. Приложение №4). Прежде чем сдать его, подумайте: - если все понятно в уроке, поставьте знак - если в чем-то не уверены - если требуется консультация учителя 2. Лидеры групп собирают и сдают "Листы контроля" 3. Учитель благодарит за урок. | Составление алгоритма речетворческой деятельности Рефлексия собственной деятельности | 1. Проанализировать речевую ситуацию. 2. Избрать нужный стиль речи. 3. Избрать нужный тип речи. |