Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 754

Казанцева Марина Серафимовна, учитель русского языка и литературы

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны  ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.  В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически, в каждом кабинете нашей школы имеются компьютеры, а ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и русского языка (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером).

Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.

Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения?

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры).

В-третьих,  при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

В-четвёртых, для индивидуальной тренировки конкретных  способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

И, наконец, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их.  

 Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами,  дети проявляют неподдельный интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников. Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы.

На уроках закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Хотя известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Следует отметить, что разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников.

На уроках я  использую самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты. Например, «Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий». Это фундаментальный свод приведённых в систему знаний, представленных в наглядной и удобной  для восприятия форме, ценна тем, что материал  представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, учащимся очень понравился музей В.В.Маяковского, находящийся в Москве на Лубянке); «Виртуальный наставник. Русский язык 7-11 класс», содержит структурированные теоретические основы по всем темам, изучаемым в школе, а также возможность тут же проверить полученные знания на практике. А если справиться с заданиями сразу не получится, то подробное описание с объяснением всех ошибок поможет вам в дальнейшем щёлкать такие упражнения как орешки; «Обучение сочинениям. Развитие речи 5-11 классы», данное пособие представляет методические рекомендации для учителей русского языка и литературы при организации работы по развитию речи и по обучению сочинению, по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах; «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Преимущества электронного учебника в том, что большой объем информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов, множество тестовых и других материалов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

В кабинете литературы представлена прекрасная видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Разрабатываю сама уроки, имею печатные работы, опубликованные в сети Интернет.С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Вообще, возможности использования ИКТ на уроках  разнообразны как по задачам, решаемым с их помощью, так и по формам. Безусловно, целесообразно и эффективно использование презентаций различных типов, создаваемых учителем или учениками. Основными причинами обращения учителя к этому виду ИКТ являются дефицит источников учебного материала нового поколения, необходимость визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами, возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.) и т.п.

Например, на уроке русского языка в 7 классе, тема которого «Правописание НЕ с причастиями», была использована презентация, созданная специально для изучения этого материала. Один из слайдов представлял разработанную учителем таблицу, где сопоставлялись правила правописания НЕ с прилагательными и причастиями. Обучающиеся получили задание сравнить уже знакомый им материал с новым и сделать вывод о том, в чем сходство и различие двух орфограмм. Знания, полученные на основе собственных исследований, как правило, лучше усваиваются и остаются дольше в памяти ребенка.

Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИДа никого не оставил равнодушным. Видеоряд фотографий военного времени, показанный под музыкальное сопровождение, нашел глубокий отклик в сердцах подростков. Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

К работе прилагается презентация.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21