Преподавание русского языка Три склонения имени существительногоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1672 Рудчик Ольга Александровна, учитель русского языка Цели: Ход урока На экране интерактивной доски тема урока (слайд №1) СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня на уроке мы отправимся в туристический поход. Но поход необычный. К концу путешествия мы должны:
Собираясь в путь, нужно взять с собой всё самое необходимое и обязательно пройти инструктаж. - Как нужно себя вести во время похода? ПОДГТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Без предварительных тренировок в поход не отправляются даже самые опытные туристы. (Карта путешествия на отдельном экране). ЗАДАНИЕ №1 Тест "Имя существительное" с последующей самопроверкой, (слайд № 2) 1. Найдите имя существительное: а) далеко; б) даль; в) далёкий. 2.Найдите имя существительное: а) темнеет; б) темным-темно; в) темнота; г) тёмный. 3. Найдите имя существительное: а) бег; б) бегать; в) бегом; г) бегущий. 4. Укажите имя существительное, которое обозначает действие: а) ходить; б) ходьба; в) ходоки; г) пешеход. 5. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние: а) волнение; б) волноваться; в) взволнованный; г) волна. 6. Как изменяется имя существительное: а) по падежам и числам; б) по родам; в) по лицам и числам. 7. Найдите существительное 1-го склонения: а) проспект; б) магазин; в) растение; г) обезьяна. 8. Найдите существительное 2-го склонения: а) цветочек; б) хижина; в) молодежь. 9. Найдите существительные 3-го склонения: а) товарищ; б) полночь; в) гербарий; г) аллея. САМОПРОВЕРКА. (Контрольный лист на интерактивной доске.) Звучит песня "Если с другом вышел в путь". 1-й ПРИВАЛ. Давайте сверим правильность нашего пути и маршрута по таблице. 1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ, (слайд № 3) (Учащиеся вспоминают, что существительное относится к одному из трёх склонений.) - Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонениям? - Приведите примеры.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. (Задание: распределить существительные в 3 столбика: 1,2,3 склонение.) Шалаш, товарищ, дача, молодёжь, плащ, врач, рожь, яблоко, ветка, мощь, малыш, задача, лес, туча. (Параллельно два сильных ученика работают по карточкам.), (слайд № 4) КАРТОЧКА №1. Задание: определить склонение существительных: Не делал попытки; был на охоте; около недели; на свежем сене; в пышной зелени; в буйной поросли. КАРТОЧКА №2. Задание: определить склонение существительных. Решение задач; в плетёной корзине; на прошлой неделе; удили рыбу; любоваться утками; не было заботы. ИТОГ. - Какие существительные относятся к 1 (2, 3) склонению? - Как определить склонение существительного? - К какому склонению мы отнесём существительные, которые не имеют единственного числа? (Ни род, ни склонение определить нельзя.) СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! Пора двигаться дальше. (Пока звучит песня, физминутка - самомассаж ладоней рук и пальцев при помощи ребристых шариковых ручек.) - Ребята, мы попали в Тупик ошибок. И чтобы снова выйти на нужную нам тропу, нужно проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость. Попробуем? (Слайд № 5). ЗАДАНИЕ. Спишите, исправив орфографические ошибки. Расставьте, если нужно, недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор этого предложения. Идите вправо по тропинке и не сворачивайте на широкую дорогу. (Идите фправа па трапинки и несворачивайте на шырокую дарогу.) (После выполнения задания один ученик набирает на интерактивной доске исправленный текст, комментируя исправления). СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Чтобы снова не сбиться с пути, нужно выполнить здание, а поможет его выполнить таблица. Работа с таблицей (вывешивается на доске).
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО (на интерактивной доске). Задание: прокомментировать и объяснить правописание падежных окончаний. К лесной опушк.е.; на небольшой полян.е.; край рощ.и.; нигде нет тен.и.; в буйной поросл.и.; запах полын.и.; в солнечном блеск.е. . ИТОГ. По таблице. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы не было скучно в пути, давайте поиграем. ИГРА "БУМЕРАНГ". К существительным ед. ч. Подобрать существительные мн.ч. и наоборот (выполняется стоя с привлечением какого-нибудь предмета, например, мяча) Ведро - певцы - Бедро - концы - Метро - щипцы - Пень - кони - Лень - пони - ИТОГ: - В всегда ли можно образовать существительные ед. и мн. числа? СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Молодцы! За интересным занятием и время проходит незаметно, и путь кажется короче. 2-й ПРИВАЛ. - Снова привал, но нас от него отделяет небольшой ручей, который можно перейти по узенькому мостику по-одному друг за другом, выполняя задание (упр.518). Товарища в трудной ситуации оставлять нельзя, поэтому следим за правильностью выполнения заданий на доске. ИТОГ. - Можно определить склонение существительного только по роду? (Нет. Они могут относиться к разным склонениям.) 3-й ПРИВАЛ. Мы находимся на живописной поляне. (Появляются знаки на карте). Посмотрите внимательно вокруг. Тут висят какие-то знаки. ? - Кто знает, что они означают? (Шуметь нельзя! Осторожно, дикие животные! Место отдыха. Берегите животных! Разводить огонь в лесу запрещается!) ЗАДАНИЕ. (Слайд № 6). Написать сочинение-миниатюру по иллюстрации, используя опорные слова и словосочетания: расположились у подножия горы, бархатное небо, дивный край, живительный воздух, небольшая поляна, запах горькой полыни, из-за мрачной тучи, под кудрявой берёзкой; плывут, словно странники, радостно на сердце, выйти к лесной опушке, играют в зелени деревьев. - Назовите известные вам тропы. (Чтение нескольких работ.) ОБОБЩЕНИЕ. Сегодня мы : - Вспомнили, сколько склонений есть у существительного. (Назвать). - Определили, что не все имена существительные могут принадлежать к какому-то из трёх склонений. (Ответ учащихся.) - Выяснили, что склонение существительного только по роду определить нельзя. (Ответ учащихся.) - А самое главное - мы лишний раз убедились в том, что без помощи товарища в походе не обойтись. Только поддерживая друг друга в сложной ситуации, можно добиться желаемого результата. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. стр. 36; орфограмма №8; таблицы стр. 36-37., упр.92. ОЦЕНКИ. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |