Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1875

Щетникова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Целеполагание.

Цели для учителя:

  • выявить у учащихся восприятие главы о Плюшкине;
  • учить детей выявлять и определять роль использования художественных приёмов для создания образов помещиков;
  • развивать у обучающихся умение подбирать материал для построения монолога - рассуждения;
  • воспитывать у детей внимательное отношение к слову на материале главы о Плюшкине.

Цели для учащихся:

  • определить место Плюшкина в галерее образов помещиков;
  • проследить за приёмами характеристики образа Плюшкина;
  • определить особую роль внутреннего монолога Плюшкина и лирических отступлений;
  • определить и выразить в монологе-рассуждении своё отношение к мысли, возможно ли возрождение Плюшкина:
  • подобрать материал для письменного ответа на вопрос.

Оборудование: тексты поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души" у каждого учащегося, словарь под ред. С. И. Ожегова, иллюстрации Плюшкина разных художников.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний детей.

- С какими героями поэмы н. В. Гоголя мы уже познакомились?

- В какой последовательности предстают перед нами помещики? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич)

- Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? (Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере "омертвения" их душ)

- Какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки)

3. Проверка восприятия прочитанной главы.

- Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный в 6 главе? Каковы ваши предположения?

- Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?

- Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?

- Кстати, вы прекрасно знаете: Н. В, Гоголь задумал написать "Мёртвые души" в трёх томах и в конце произведения, наряду с Чичиковым, мыслил возродить и Плюшкина.

4. Изучение нового материала.

- Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа помещика. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах)

- В каждом приёме присутствует яркая деталь, на какую мы обращаем внимание. С какой целью автор вводит их в повествование? (Как можно ярче изобразить помещика, подчёркивая его основные черты характера)

- С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.

- Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? ( Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

- Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

- Обратите внимание на описание господского дома, на чём автор фиксирует внимание? (Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

- А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)

- Что представляет собою описание сада? (Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

- В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова)

- Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

- Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

- Обратимся к описанию помещика. Какая самая живописная деталь портрета? (Нельзя определить пол фигуры, глаза ещё не потухнули: "маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши", одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош")

- Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

- Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

- Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

- Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

- Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать? (Отношение к запасам в своём хозяйстве, отношение к детям и внукам, сцена торговли с Чичиковым)

- Обратите внимание на эпизод, когда Плюшкин вспоминает своего знакомого. (По его лицу скользнул какой-то тёплый луч)

- Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова? (Он РАЗМЫШЛЯЕТ)

- Прочитайте, каковы размышления Плюшкина? ("Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне")

Словарная работа: духовная - грамота (завещание), содержащая распоряжения об имуществе на случай смерти.

- Это размышление наедине с самим собою без передачи вслух называется внутренним монологом. (Запись литературоведческого термина в тетрадь) Случайно ли это? Кто ещё из помещиков размышляет? У психологов есть утверждение, что человека уважают за его мысли. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. Закрепление изученного материала.

- Давайте обратимся к жанру "Мёртвых душ". (Это поэма, по определению самого автора) Какие признаки поэмы вы знаете? (Лирические отступления. В главе о Плюшкине таких отступлений - два!)

- С чего начинается 6 глава? (С лирического отступления - размышления о юности)

- От чьего лица ведётся размышление? (От лица автора)

- В какой тональности ведётся повествование? (Мажор и минор)

- Почему начинается глава с этого лирического отступления? (Содержится скрытый намёк на жизнь героя)

- А где и каким образом это раскрывается? (Предыдущая жизнь Плюшкина) Давайте обратимся к тексту поэмы.

- Есть ли ещё лирическое отступление в главе? Найдите его? ("И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!...") На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо)

- Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться)

- Прокомментируйте мысли автора, выделите ключевые слова, прочитайте выразительно.

6. Подведение итогов урока.

- Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина?

- Возможно ли возрождение героя. Порассуждайте над этим.

- Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образов помещиков? (Вера Гоголя в человека, гуманистический пафос творчества его, да и само название "Мёртвые души" предполагает какой-то процесс)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок. Домашнее задание.

- Написать небольшое рассуждение "Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?"


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21