Преподавание литературы Разработка урока литературы в 9-м классе «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1875 Щетникова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Целеполагание. Цели для учителя:
Цели для учащихся:
Оборудование: тексты поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души" у каждого учащегося, словарь под ред. С. И. Ожегова, иллюстрации Плюшкина разных художников. Ход урока 1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. 2. Актуализация знаний детей. - С какими героями поэмы н. В. Гоголя мы уже познакомились? - В какой последовательности предстают перед нами помещики? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич) - Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? (Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере "омертвения" их душ) - Какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки) 3. Проверка восприятия прочитанной главы. - Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный в 6 главе? Каковы ваши предположения? - Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков? - Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала? - Кстати, вы прекрасно знаете: Н. В, Гоголь задумал написать "Мёртвые души" в трёх томах и в конце произведения, наряду с Чичиковым, мыслил возродить и Плюшкина. 4. Изучение нового материала. - Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа помещика. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах) - В каждом приёме присутствует яркая деталь, на какую мы обращаем внимание. С какой целью автор вводит их в повествование? (Как можно ярче изобразить помещика, подчёркивая его основные черты характера) - С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его. - Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? ( Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном") Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна. - Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся") - Обратите внимание на описание господского дома, на чём автор фиксирует внимание? (Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид") - А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует) - Что представляет собою описание сада? (Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении") - В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова) - Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас) - Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:") - Обратимся к описанию помещика. Какая самая живописная деталь портрета? (Нельзя определить пол фигуры, глаза ещё не потухнули: "маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши", одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош") - Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:") - Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха? Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.). - Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое) - Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина) - Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать? (Отношение к запасам в своём хозяйстве, отношение к детям и внукам, сцена торговли с Чичиковым) - Обратите внимание на эпизод, когда Плюшкин вспоминает своего знакомого. (По его лицу скользнул какой-то тёплый луч) - Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова? (Он РАЗМЫШЛЯЕТ) - Прочитайте, каковы размышления Плюшкина? ("Я ему подарю, - подумал он про себя, - карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, - прибавил он после некоторого размышления, - лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне") Словарная работа: духовная - грамота (завещание), содержащая распоряжения об имуществе на случай смерти. - Это размышление наедине с самим собою без передачи вслух называется внутренним монологом. (Запись литературоведческого термина в тетрадь) Случайно ли это? Кто ещё из помещиков размышляет? У психологов есть утверждение, что человека уважают за его мысли. Согласны ли вы с этим утверждением? 5. Закрепление изученного материала. - Давайте обратимся к жанру "Мёртвых душ". (Это поэма, по определению самого автора) Какие признаки поэмы вы знаете? (Лирические отступления. В главе о Плюшкине таких отступлений - два!) - С чего начинается 6 глава? (С лирического отступления - размышления о юности) - От чьего лица ведётся размышление? (От лица автора) - В какой тональности ведётся повествование? (Мажор и минор) - Почему начинается глава с этого лирического отступления? (Содержится скрытый намёк на жизнь героя) - А где и каким образом это раскрывается? (Предыдущая жизнь Плюшкина) Давайте обратимся к тексту поэмы. - Есть ли ещё лирическое отступление в главе? Найдите его? ("И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!...") На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо) - Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться) - Прокомментируйте мысли автора, выделите ключевые слова, прочитайте выразительно. 6. Подведение итогов урока. - Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина? - Возможно ли возрождение героя. Порассуждайте над этим. - Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образов помещиков? (Вера Гоголя в человека, гуманистический пафос творчества его, да и само название "Мёртвые души" предполагает какой-то процесс) 7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок. Домашнее задание. - Написать небольшое рассуждение "Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |